32. Антони Гауди, страница 23

32. Антони Гауди, страница 23
Антони Гауди
ОТ МУДЕХАРА К МОДЕРНУ

Мавританское наследие

Вдохновение для своих необычных замыслов Гауди черпал в уникальных традициях испанской архитектуры. В 711 году южную часть страны захватила арабская династия Омейядов. Армия халифата планировала пересечь Пиренеи и вторгнуться во Францию, чему помешал франкский правитель Карл Мартелл (около 688—741). В 801 году сын Карла Великого Людовик Благочестивый (778—840) отвоевал у арабов Барселону. До падения в 1492 году Гранад-ского эмирата страна была разделена на христианский север и мусульманский юг; обе культуры в равной степени повлияли на складывание сегодняшнего облика Испании.

Испанский язык обогатился лексикой из арабского; население активно заимствовало культуру более развитых на тот момент арабов. Даже после Реконкисты — отвоевания захваченной «маврами» территории — в Испании по-прежнему жило немало мусульман. Их называли «мудехарами» (от арабского «прирученный») и впоследствии насильно обратили в христианство. Развитие традиционного мавританского стиля породило особое архитектурное направление — «мудехар».

Именно к этому стилю относятся несколько известнейших архитектурных шедевров Испании, прежде всего дворец Альгамбра. Гауди очень интересовался мудехарским стилем и широко-использовал его мотивы и приемы в своем творчестве.

Рождение модерна

В сегодняшней Барселоне можно видеть много зданий в стиле модерн, чья испанская вариация заимствовала эле

менты более раннего мудехара. Общая устойчивость и солидность конструкции сочетается с яркими витражами и плиточной облицовкой, где присутствуют цветочные мотивы. Характерными примерами стиля являются Дом Мила и Дом Батло Гауди, Госпиталь Святого Креста и святого Павла и Дворец Каталонской музыки Доменеч-и-Монтанера.

в Гранаде. Во внутреннем дворе находятся 12 статуй львов и 124 мраморных колонны.

Когда Гауди делал первые шаги на архитектурном поприще, в Каталонии происходил бурный экономический рост. Власти Барселоны разрабатывали проекты городской застройки, и в итоге возник так называемый «план Эшампле» (по-испански «расширение»). Гауди и другие молодые архитекторы нашли широкое поле деятельности. Эпоха «Каталонского ренессанса», начавшаяся с проведением в Барселоне Всемирной ярмарки в 1888 году, длилась примерно до 1911 года. К этому времени относится большинство созданных в Барселоне сооружений в стиле модерн.

Гауди повезло: он родился в эпоху, когда было позволительно соединять традиционное и оригинальное. Горячий приверженец каталонизма и при этом поклонник мавританского стиля, архитектор создавал здания, отмеченные его безошибочно узнаваемым почерком и ныне ставшие гордостью Барселоны.

▼ Дворец Каталонской музыки, созданный в 1905 году Монтанером, творческим соперником Гауди. Особым великолепием отличаются внешние мозаики и внутренние потолочные витражи.

ЕЭ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Архитектура ренессанс

Близкие к этой страницы