32. Антони Гауди, страница 26Исторические параллелиНазвавший Саграда Фамилия «чудовщным» Джордж Оруэлл (1903—1950) Настоящее имя писателя — Эрик Артур Блэр. Родился он в Бенгальском округе Британской Индии в семье служащего Опиумного департамента. Сразу после рождения мать увезла сына из Индии. Позже он выиграл стипендию в знаменитом Итонском колледже. Однако учеба не заладилась, и Эрик Блэр, поступив в Индийскую имперскую полицию, отправился на службу в Бирму. Полученный опыт пробудил в будущем писателе антиимпериалистические настроения. Вернувшись в Европу, он попробовал себя в публицистике и художественной прозе, взял псевдоним «Джордж Оруэлл». Первой его известной книгой стал роман «Бирманские дни» (1934). Годом ранее молодой автор опубликовал повествование о собственном опыте добровольной нищеты «На парижском и лондонском дне». В 1937 году в документальном сборнике «Дорога к причалу Уиган» Оруэлл заявил о своей социалистической позиции. Едва в 1936 году в Испании разгорелась гражданская война, Оруэлл сразу же устремился в Барселону и вступил добровольцем в войска республиканцев. В 1938 году он описал хронику войны и междоусобицы левых партий в книге «Вспоминая Каталонию». Произведение стало классикой репортажного жанра. По ходу дела автор высказал там свое впечатление о Саграда Фамилия: «Впервые с тех пор, как я попал в Барселону, я пошел взглянуть на Саграда Фамилия, современный собор, который можно считать одним из наиболее уродливых сооружений в мире. Собор имеет четыре пробитых множеством "бойниц" шпиля, по силуэту — точь-в-точь бутылки от глинтвейна. В отличие от большинства церквей Барселоны, он не был разрушен во время революции — говорят, его пощадили из-за "художественной ценности". Думаю, анархисты проявили дурной вкус, не взорвав его, когда им представилась такая возможность...» Возможно, столь резкий отзыв частично вызван неприязнью к католикам, выступившим в войне на стороне фашистов. Проповедник «естественной архитектуры» Джон Рёскин (1819—1900) О Джоне Рёскине, одном из властителей дум молодежи XIX века, ныне мало кто знает. Между тем, Антони Гауди в юности испытал значительное влияние идей этого крупного английского мыслителя и теоретика архитектуры. Более того, в своем творчестве он в значительной мере руководствовался этими идеями. Общий взгляд на назначение архитектуры английский философ выразил так: «Архитектура есть искусство, которое так располагает и украшает здание, воздвигнутое человеком, какой бы цели оно ни служило, чтобы самый вид его содействовал его душевному и умственному здоровью, силе и наслаждению». Таким образом, всякие «архитектурные стили» и разнообразные технические ухищрения, используемые архитекторами, замыкаются для Рёскина на эстетическом восприятии памятников. Архитектура должна облагораживать душу человека, а не просто создавать удобные для его тела помещения. Для этого мастер призван следовать естественным, взятым у природы принципам, а не пытаться уйти от нее, как это делали, на взгляд Рёскина, современные ему архитекторы. В этом отношении наиболее естественным из всех архитектурных стилей была для него готика. При этом Рёскин очень важное значение придавал архитектурному орнаменту как средству передать личное отношение автора к создаваемому им памятнику, считал его «кожей», без которой любое здание станет мертвым и безобразным. По мнению Рёскина, архитектор должен быть прежде всего скульптором, а уж потом инженером. Любая стандартизация орнамента приводит к гибели архитектуры как живого явления. Все это было очень созвучно творчеству Гауди. к.
|