32. Антони Гауди, страница 27

32. Антони Гауди, страница 27
Антон и Гауди

г

Основатель современной архитектуры

Ле Корбюзье (1887—1965)

Ле Корбюзье — настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере — родился в 1887 году в Швейцарии в семье ремесленника. Юноша поступил в Школу искусств, решив стать архитектором. После ее окончания Жаннере путешествовал по Европе и обучался архитектуре у ряда признанных мастеров. В 1917 году он обосновался в Париже и вскоре, отрицая традиционные постулаты, сформулировал «Пять принципов современной архитектуры», опубликовав их под псевдонимом «Ле Корбюзье». Тогда же он провозгласил приоритет использования простых форм, а дом назвал «жилой единицей». Примером реализации его идей стал дом «Ситроен», оказавший громадное влияние на весь архитектурный мир. В 1928 годуЛе Корбюзье основал международную ассоциацию архитекторов «Международный конгресс современной архитектуры». Вплоть до своего роспуска в 1959 году она играла ведущую роль в распространении новаторской строительной мысли.

В 1928 году испанские архитекторы пригласили Ле Корбюзье в свою страну, где он посетил Мадрид и Барселону. Особенно сильное впечатление на него произвел Дом Мила. Ле Корбюзье счел Гауди величайшим мастером архитектуры и с восторгом осмотрел и другие его работы, а с церкви в Колонии Гуэля сделал зарисовку.

Однако впоследствии французский архитектор назвал Гауди «кричащим стыдом Барселоны» и «чудовищем в творчестве». Впрочем, о самом Ле Корбюзье поговаривали, что он немногого достиг в своем стремлении к новаторству и его «жилые единицы» напоминают мыльницы. Заметим, что церковь Нотр-Дам-дю-0 (Девы Марии на высотах), построенная критиком Гауди в 1955 году во французском городе Роншане, по стилистике несколько перекликается с Саграда Фамилия.

Французский поэт-авангардист

Гийом Аполлинер (1880—1918)

Аполлинер — настоящее имя Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий — появился на свет в Риме вне брака. Его мать, знатная полячка, очень любила всевозможные развлечения и везде брала с собой сына. После переезда в Париж в 1898 году молодой человек работал учителем и банковским служащим, а параллельно занялся литературой, в качестве псевдонима «офранцузив» два своих имени. В 1913 году Апполинер опубликовал сборник избранных стихотворений «Алкоголи».

Тяготея первоначально к символизму, он затем увлекся поэтическими опытами — создавал рисунки стихотворными строками, экспериментировал с разговорной лексикой и свободным стихом. Его позднее творчество, особенно прозаическое, считают провозвестником сюрреализма. Когда в 1910 году в Париже на Выставке изобразительного искусства были выставлены модели работ Гауди, Аполлинер написал о них отзыв. Экспозиция привлекла множество зрителей, в прессе звучали по большей части положительные оценки. Аполлинер же заявил, что французским архитекторам нет смысла искать вдохновения в сооружениях Гауди, поскольку его приемы декорирования свидетельствуют о его дурном вкусе.

Через четыре года он изменил свое мнение об архитекторе, назвав его самой яркой личностью в плеяде современных архитекторов: утверждалось, что его творения сообщают Барселоне жизненную силу, утраченную большинством других строителей. Более всего Аполлинер превозносил Дом Мила за идеально проработанное «настроение».

В Первую мировую войну поэт воевал в рядах французской армии, был тяжело ранен в голову и в 1918 году скончался.