32. Антони Гауди, страница 30

32. Антони Гауди, страница 30
Итоги

► Фонтан в форме ящерицы встречает посетителей у входа в Парк Гуэля. Он выложен мозаикой из битой плитки.

этой попытки стало проведение в Барселоне в 1992 году Олимпийских игр.

Предвидение

Сегодня о творчестве Гауди говорят во всем мире, анализируя его с самых разных точек зрения. Немалый интерес вызывает изучение технической стороны его проектов. Многие его расчеты настолько сложны, что повторить их возможно лишь при помощи новейших компьютерных программ. Специалисты не перестают поражаться своеобразию его методик проектирования. Например, каменный плющ, струящийся по башням Саграда Фамилия, служит не только их украшением, но и дополнительной опорой.

Однажды мастер так сказал о своих творческих поисках: «Архитектура создает органические структуры. Эти органические структуры должны подчиняться законам природы».

Известно, что попытки строительства по оставленным Гауди чертежам и макетам оканчивались неудачей. Возведение здания — сложное искусство. Творения Гауди тонко вписаны в окружающий ландшафт, по сути являясь его частью. К примеру, при строительстве Парка Гуэля архитектор объявил, что для парковых дорожек он будет использовать лишь материалы, найденные непосредственно на рабочей площадке. Опоры земляного моста он выложил кам

▼ Печь на первом этаже Дома Батло. В этом здании детали интерьера настолько цельно гармонируют между собой, что кажутся лишенными индивидуальности.

нями, собранными на месте строительства. Другим любимым приемом художника было использование строительного мусора для декорирования: при проработке орнамента, украшавшего церковь в Колонии Гуэля, Гауди взял битый кирпич. Он тонко чувствовал особенности каждого ландшафта, где работал, и считал, что гармония с окружающей природой должна стать основополагающим принципом современной архитектуры.

Можно назвать Гауди и одним из предтеч нынешней науки эргономики. Он любил раз-

- Спроектированный Гауди стул из рабаТЫВаТЬ ИНТеРЬеР ВОЗВОДИМЫХ ИМ ПО-

домакальвета. мещений. Проектируя, например, дверную

ручку, он старался добиться в первую очередь, чтобы она удобно ложилась в ладонь. Пусть она кажется странной, но стоит человеку взяться за нее, он поймет, с каким знанием человеческой анатомии были продуманы эти непривычные формы. Этим же принципом Гауди пользовался при проектировании стульев. Словом, при всей внешней нестандартности работ архитектора они создавались не ради визуальной эффектности, а ради комфорта тех, кто будет пользоваться данным зданием и данными вещами. Многие идеи Гауди стали аксиомами современного дизайна, в том числе принцип универсальности и принцип долговечности.

Таким образом, в своем творчестве Гауди далеко обогнал архитекторов-современников.