Техника - молодёжи 1950-04, страница 29Здание Адмиралтейства в Ленинграде, построенное архитектором А. Д. Захаровым. 1806-/815 годы. лась первым в мире городом, строившимся по единому плану. Основу этой планировки дал сам Петр. Исключительно правильное, продуманное решение градостроительной задачи, которое впоследствии было блестяще развито целой плеядой величайших архитекторов, превратило Петербург в красивейший город мира. Уже на первых порах этот великий город обогатился рядом сооружений, навсегда вошедших в его неповторимый архитектурный силуэт. Еще во времена Петра в берега Невы вросла знаменитая Петропавловская крепость с ее вонзающимся в небо шпилем. Одно за другим на улицах Петербурга возникают прекрасные сооружения, многие из которых вошли в сокровищницу русской и мировой архитектуры, как ее прекраснейшие жемчужины. Идет строительство не только самого города. Вокруг него вырастают грандиозные архитектурные ансамбли. На весь мир гремит слава Петергофа (Петродворца), Царского Села (Пушкино), Ораниенбаума... В самом начале XVII века и Москва украсилась рядом монументальных сооружений. Среди них выдающееся место принадлежит кремлевскому Арсеналу, так гармонично вросшему в великолепный центр Москвы. Блестящим памятником этих лет является и созданная И. П. Зарудиным «Мен-шикова башня» в Москве. В этих произведениях прежний русский стиль, дополненный новыми мотивами, родил новый стиль — пышный, изысканный и стройный. Приступая к грандиозному строительству, Петр выписывал иностранных мастеров и посылал своих людей учиться за границу. Но какой-либо нерусской архитектуры в России все же не возникло. Не появилось каких-либо подражаний западноевропейским образцам. Все, что приходило с Запада, переплавлялось в горниле русского творчества с его глубоко сложившимися национальными традициями. Многие зодчие иностранного происхождения в России обрели новую родину. Таков, например, Джакомо Растрелли, работавший при Анне и Елизавете. В России он провел всю свою творческую жизнь, только в этой стране он и строил. Глубоко постигнув дух русского зодчества, Растрелли создал ряд блестящих произведений: Зимний, Царскосельский и Аничков дворцы, здание Эрмитажа в Пушкине, знаменитый Смольный собор. Вместе с Растрелли трудились замечательные русские зодчие Квасов и Гавохинский, создатель величественного военно-морского собора в Петербурге. Много было и других талантливых зодчих. Среди них выдающийся московский зодчий Д. В. Ухтомский — строитель «Красных ворот» и великолепной колокольни Троицко-Серги-евской лавры. Ухтомский был воспитателем поколения молодых зодчих, во главе которого стояли М. Ф. Казаков и А. Ф. Кокоринов. Блистательный период, наступивший в русской архитекту ре, достигает своего апогея во второй половине XVIII века, когда началось творчество гениальных зодчих М. Ф. Казакова, В. И. Баженова, И. Е. Старова, А. Ф. Кокоринова. Эта блестящая плеяда создает в архитектуре новый стиль. Освоив лучшее из созданного зодчими античной Греции и Рима и творчески осмыслив его, наполнив его глубоко национальным русским содержанием, они творят произведения, исполненные высокой пластичности, гармонии всех частей, спокойной величавости, благородной простоты, ясности всех пропорций. Этот стиль, прославившийся во всем мире как русский классицизм, нашедший повсюду многочисленных подражателей, создал здания, являющиеся образцом единой гармонии с природой. Русский классицизм с необычайной глубиной разрешил задачу создания архитектурного ансамбля. Здания, построенные русскими классиками, хороши не только порознь. Каждое здание находится в прекрасной гармонии с окружающими его строениями. И. Е. Старое стяжал себе бессмертную славу сооружением Таврического дворца, выстроенного в честь присоединения Крыма. Героические победы русских воинов, ведомых Суворовым и Румянцевым, вдохновляли зодчего. Таврический дворец, воспетый поэтами, как бы увековечил собой апофеоз русской славы. Этот дворец с его колоннадами и широко развернутыми крыльями, с фонтанами, бьющими в огромных, высочайших залах, был красоты поистине неотразимой. Всюду— в России и в Западной Европе — архитекторов вдохновлял его образ. Появились подражания Таврическому дворцу. Два величайших русских архитектора — В. И. Баженов и М. Ф. Казаков—посвятили свой гений Москве. Но титан зодчества Баженов не смог полностью развернуть свое дарование в условиях самодержавной России. Многие гениальные замыслы русского зодчего, далеко опередившего свой век, так и остались проектами, Друг известного просветителя Новикова, Баженов был передовым мыслителем своего века. Воспламененный горячей любовью к родине, он создал проекты поистине величайших сооружений. Чудо архитектуры — баженовский проект Большого Кремлевского дворца, который должен был, по замыслу зодчего, с трех сторон обнять весь Кремлевский холм. Все уже существовавшие в Кремле сооружения Баженов предполагал включить в новый единый ансамбль, в котором его дворец должен был стать огромной оправой этой грозди драгоценных памятников прошлого. Душу старой русской архитектуры Баженов понимал, как никто иной. Сокровища древнерусского зодчества были для него неиссякаемым источником вдохновения. Страстная любовь к народу и родной культуре помогла Баженову добиться в облике своего дворца необычайной гармонии со всем Кремлем. Проект предусматривал устройство широких площадей для народных торжеств, праздничных проспектов, — центром народной жизни думал сделать Кремль великий зодчий. Планировка центра г. Твери (ныне г. Калинин), осуществленная М Ф, Казаковым. XVIIJ век. Улица архитектора Росса в Ленинграде. 1827—1835 годы
|