Техника - молодёжи 1950-04, страница 28Дворец в селе Коломенском под Москвой. XV11 век. (Рисунок с модели.) Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. 1555— 1560 годы< ник Яковлев сумели своему строению придать изумительную легкость, воздушность. Изобретение русских зодчих — смешанная металло-кирпич-ная конструкция — вошло необходимейшим звеном в строительную технику. Именно от этого замечательного открытия русских строителей идут прямые пути к тысячам и тысячам мостов, башен, элеваторов, плотинных сооружений, к современным крепостям и множеству других сооружений, где в содружестве с естественным и искусственным камнем работает металлический каркас. В эту же эпоху необычайного расцвета достигло гражданское и военное зодчество. Забота о прочности крепостных стен русских городов для тех ©ремен была задачей государственной важности. Крепостные стены кремлей, городов и монастырей помогали русскому народу оборонять отчизну от постоянных посягательств. Непревзойденными мастерами в деле строительства крепостей-кремлей были русские зодчие Федор Васильевич Конь и Постник Яковлев. Федор Конь — человек огромного таланта и энергии — руководил развернувшимся в конце XVI века строительством стен Белого города в Москве. Он же возвел крепостную стену вокруг Смоленска. Обе эти постройки по тем временам были исключительными по своей грандиозности. Летописец писал о строительстве Смоленской крепости: «... а делаши его всеми городами Московского государства. Камень «возили люди со всех городов, а камень имали приезжая из городов в Старицы да в Рузь, а известь жгли в уезде у Пречиста «в Верховьи». Километры могучих стен, десятки грозных башен возвел великий русский зодчий за свою жизнь. Все построенное им было превосходно. Два года пытались взять Смоленск осадой и штурмами войска Сигиз-мунда III. Но стены, построенные Федором Конем, обороняемые отважными русскими патриотами, выдержали все яростные штурмы. В XVII веке русская архитектура блистательно продолжила свое триумфальное шествие. В этом веке в нашем зодчестве отчетливо выступает стремление к грациозности, изяществу, к сложным композициям. Вырастают здания, которые состоят из многих как бы отдельных строений, соединенных в единый законченный ансамбль переходами, галле-реями, крылечками. Архитекторы украшают здания нарядными, филигранно отделанными деталями. Раскрашенные наличники, бусины, балясины и кубышки, разноцветные глазированные изразцы — все это в изобилии используется зодчими. На розоватый кирпич кружевом ложится белокаменная резьба, крыши блестят яркой черепицей. Наступает праздник красок и форм. Русские зодчие не устанно двигаются вперед и в решении композиционных за дач, столь блестяще* и глубоко разрешавшихся в прошлом И вот из содружества проникновенной композиции с вир туозной пышностью декоративного убранства рождается ар хитектура могучей, жизнеутверждающей силы, рождаются строения великолепные, как драгоценнности, многозвучные, как песнь хора. Этот стиль получил название русского барокко. Всепокоряющей красотой сверкал царский дворец в селе Коломенском, построенный крепостным Семеном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым. Восхищаясь этим дворцом, народ сложил песнь. В ней говорилось: «На небе солнце — в тереме солнце, на небе месяц—в тереме месяц, на небе звезды—в тереме звезды». Так рассказывала песня об изумительной росписи внутренних покоев дворца. Видевший его современник говорил, что дворец этот — словно драгоценная игрушка, только что вынутая из ларца, яркая, изящная, сделанная искуснейшим мастером. Этот дворец называли восьмым чудом света. Дворец не сохранился. Но уцелевшая модель дворца говорит нам: прав был автор этих слов. Выдающимся памятником этой эпохи является и надврат-ный теремок Крутицкого подворья в Москве. Фасад этого здания украшен великолепными цветными изразцами, искусными резными орнаментами, покрывающими колонки, обрамляющие окна. Стиль московского барокко конца XVII века оказал большое влияние на последующее развитие русской архитектуры. Русскую архитектуру в XVII веке, как и раньше, отличают два главных ее качества: полная цельность и самобытность, присущие всей русской культуре, и непревзойденная глубина и выразительность ее форм. Начало XVIII века ознаменовано наступлением новой эры % русском зодчестве. Вместе со всем государством, переживающим пору реформ Петра, становится на новый путь и архитектура. Крупнейшим событием для русской страны явилось создание нового города — Петербурга. Новая столица России яви- Фрагмент макета Кремлевского дворца архитектора В. И. Баженова, 1769 г. (слева), план московского Кремля по проекту Баженова, 1771 г. (справа). Черным на плане залит контур спроектированного Кремлевского дворца, который должен был включить в себя уже построенные здания. |