Техника - молодёжи 1950-04, страница 31Под влиянием Казакова в архитектуре родилось целое могучее течение — «казаковский», или, как его называли иначе, «московский», классицизм. Время, в которое жил и творил гений Казакова, составило целую эпоху. Именно тогда в Подмосковье выросли знаменитые усадебные ансамбли Останкина, Кускова, Марфина, Архангельского. Большей частью строители этих шедевров были крепостные зодчие, имена которых остались неизвестными. Еще больший размах новое строительство приняло в Москве, восстающей из пепла после пожара 1812 года. Здесь развернулась деятельность целой группы талантливых зодчих. Ученик Казакова О. И. Бове —творец одного из центральных ансамблей Москвы— Театральной площади, ныне площади Свердлова. По проектам Бове были построены здание Книжной палаты, знаменитый Манеж. Москву украсили своими зданиями А. С. Григорьев и Жилярди, использовавшие в своем творчестве мотивы и древнерусского зодчества. Большой заслугой Жилярди явилось также восстановленное им здание Московского университета. Достойными преемниками Казакова и Баженова явились русские зодчие XIX века. Их творения закрепили за русской архитектурой ее ведущее место в Европе, не говоря уже об Америке. В созвездии зодчих начала XIX века крупнейшими звездами русской архитектуры были А, Н. Воронихин и А. Д. Захаров. Свое творчество эти великие мастера посвятили Петербургу. Они решали высшие задачи зодчества — задачи создания ансамблей. Придавая завершенность великолепному силуэту города, Воронихин и Захаров во многом способствовали тому, что Петербург стал прекраснейшим городом мира. _ Созданный Воронихиным Казанский собор с его могуче развернутой гигантской колоннадой, обрамляющей площадь перед собором, стал неотъемлемой частью прославленного Невского проспекта. В незабываемом силуэте Ленинграда, открывающемся при взгляде на него с моря, как великолепная деталь этого силуэта врезано здание Горного института. Постройкой этого здания Воронихин решил и другую задачу: Горный институт завершает вид набережных и со стороны центра. Прекрасно творение Захарова — Адмиралтейство. Это всемирно известное гигантское здание, в которое зодчий вложил «сю мощь своего гения, связало собой три площади: Дворцовую, Адмиралтейскую и площадь Декабристов. Адмиралтейство с его белоснежными колоннами, скульптурными группами, великолепным центральным фасадом, над которым возносится золотая игла шпиля, — необычайно выразительно и впечатляюще. Пушкин, Жуковский, Вяземский и многие другие поэты посвятили Адмиралтейству немало замечательных строк. Это гениальное творение Захарова стало одним из- символов -великого города. Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года принесла с собой новый национальной подъем, всколыхнула творческие силы народа. Стремясь воплотить в своих творениях чувство великой гордости, охватившей народ-победитель, русские зодчие создают ансамбли, исполненные величественного пафоса. Новые кварталы возникают в Петербурге. Там трудится К. И. Росси — иностранец по рождению, но русский по творчеству. На Дворцовой площачи, напротив Зимнего дворца, Росси воздвигает грандиозное здание Главного штаба с его прославленной триумфальной аркой. Это творение Росси придало огромной площади характер единого торжественного триумфального ансамбля. Росси дополняет своими зданиями Сената и Синода ансамбль Адмиралтейства. Многое создано Росси. После Великой Октябрьской революции одна из улиц Ленинграда, целиком состоящая из произведений великого мастера, названа его именем. Во второй половине XIX века в русской архитектуре появились имена Рязанова, Горностаева, Петрова, Никитина, Чичакова, Померанцева, Щусева, Щуко, братьев Весниных. Часть из них творила и творит и в наше советское время. Высотное здание, строящееся в Москве на Смоленской площади. Архитекторы В Г. Гельфрейх и М. А. Минкус. Здание Совета Министров СССР в Москве„ Арх. А. Я. Лангман. Великая Октябрьская революция, открывшая широкую дорогу для творческих дерзаний, открыла невиданные просторы и для развития зодчества. Советская власть принесла зодчим свободу творчества, наполнила его новым, социалистическим содержанием. В десятках новых городов, в тысячах замечательных жилищ и сооружений для народа нашло отражение это творчество. Образцом того нового, чем овладела советская архитектура, может служить Московское метро, необыкновенная красота которого вызывает всеобщий восторг. Работая в новых условиях, советские архитекторы смогли приняться за решение небывалых в истории зодчества задач—планомерного строительства и реконструкции городов. Плановое, продуманное, направленное в первую очередь на благо народа, советское градостроительство стоит на голову выше градостроительства Запада, На Западе весь облик города — само воплощение капиталистического неравенства: роскошные кварталы для богатых существуют рядом с районами ужасных трущоб, в которых живут трудящиеся. Даже более простая архитектурная задача — строительство домов —не может быть разрешена на Западе, где каждый новый дом — это прежде всего новый источник дохода. Там погоня за барышами выработала даже особый тип дома: «доходный дом» — огромный, мрачный, лишенный необходимых для жилья человека санитарных условий. Стремясь как можно выгоднее использовать землю, на Западе застраивают каждый клочок земли, изгоняют зелень, теснят улицы, чрезмерно вытягивают здания вверх, превращая улицы в безрадостные, лишенные света ущелья. В городах капиталистических стран никто не заботится о создании единого архитектурного облика города. Как и все, что делает капитализм, город строится анархично. Столпившиеся громадные небоскребы, лишенные не только красоты, но и просто выразительности, своими серыми глыбами подавляют все прилежащие к ним строения. По-другому будут выглядеть высотные сооружения, к постройке которых приступили зодчие Могквы. Эти 16-, 24-, 32-этажные здания будут размещены так, что они станут композиционными центрами, объединяющими в цельные ансамбли прилегающие районы. Строя для людей социалистического общества, советские зодчие любовно изучают и используют в своем творчестве те несметные богатства, которые накопила русская архитектура за свою многовековую историю. а ы \ пл ' I |