35. Акира Куросава, страница 29

35. Акира Куросава, страница 29

Акира Куросава

Фильм «Великолепная семерка» Джона Стерджеса представлял собой ремейк «Семи самураев».

менно с трех камер. Сегодня это применяется очень часто, но мало кто знает, что впервые такой способ съемки использовал именно Куросава. Стивен Спилберг и Джеймс Кэмерон, мастера «технологичного» кино, — в этом отношении прямые наследники Куросавы.

Помимо технических приемов, вошли в историю и сюжетные ходы Куросавы. Например, именно он в «Семи самураях» придумал сделать главными героями группу персонажей и наделить каждого из них собственным характером.

Но главное состоит не в технике и не в сюжетах, а в удивительном мастерстве режиссера. Однажды Куросаве пришлось услышать от Андрея Тарковского, что его русский коллега, приступая к съемкам нового фильма, всякий раз заново просматривал «Семь самураев». Куросава вспомнил об этом в заметке, посвященной смерти Тарковского, и при этом отметил, что и сам всегда делал то же самое применительно к «Андрею Рублеву». Такое взаимовлияние крупнейших кинорежиссеров XX века значит больше, чем многочисленные западные подражания самобытному японскому мастеру.

Подражатели Куросавы

При жизни Куросаву часто упрекали в том, что его постановки требуют много времени и денег. Неизвестно, состоялся бы без содей

Куросава на церемонии вручения «Оскара» в номинации «За вклад в развитие мирового кинематографа» в 1990 году.

ствия Лукаса и Копполы один из последних шедевров мастера «Тень воина». Они обеспечили финансирование фильма и его выход в международный прокат. «Смута» появилась на экранах при поддержке француза Сержа Сил-бермана, а в 1990 году Стивен Спилберг принимал участие в производстве «Снов». Таким образом, Куросава мог увидеть, как именно относится к его творчеству новое поколение постановщиков. Даже после смерти он продолжает влиять на развитие кинематографа, хотя, к сожалению, это принимает большей частью лишь внешние формы. К примеру, картина Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка», вышедшая в 2001 году, перекликается с батальными сценами из «Расёмона». Скорсезе как-то сказал, что динамизм, накал и стремительный ритм его работ — школа Акиры Куросавы.

На фильмы Куросавы сделано немало ре-мейков. Пожалуй, из них наиболее известна «Великолепная семер-ка» (режиссер Джон Стерджес, 1960), при-

чем сам Куросава ото- --.я---

звался о картине поло- Hfcb <1.

жительно. Этот фильм Ш/ , ■ «Л*

первым в ряду так w

«спагетти- ^Щ т'0Г/щ вестернов». Клинт Ист- ^Cjfj~

вуд, звезда этого жан-

Влияние Куросавы видно и в фильмах Джорджа Лукаса «Звездные

ра, признавал, что не