35. Акира Куросава, страница 27Акира Куросава Индийский режиссер, любивший фильмы Куросавы Сатьяджит Рей (1921—1992) Голливудский поклонник Куросавы Джордж Лукас (род. 1944) Сатьяджит Рей — один из крупнейших индийских режиссеров. На вопрос, кто является его любимым иностранным постановщиком, Рей отвечал: «Акира Куросава». Куросава платил индийскому коллеге той же монетой: «Не видеть фильмы Сатьяджита Рея — значит, жить на Земле и не видеть Солнца и Луны». Рей, родившийся в Калькутте, в семье видного бенгальского писателя, окончил университет Висва-Бхарати. Свою карьеру он начал в рекламе, но после того, как во время лондонской поездки познакомился с французским режиссером Жаном Ренуаром и увидел картину «Похитители велосипедов» итальянского неореалиста Витторио де Сики, переключился на режиссуру полнометражных фильмов. Рей поставил 37 лент, в числе которых есть и игровые, и документальные. Картина «Песнь дороги» (1955) выиграла 11 международных наград, в том числе приз «за лучший человеческий документ года» на фестивале в Каннах (1992). Вместе с картинами «Непокоренный» и «Мир Апу» эта картина входит в так называемую «Трилогию Апу». Рей создавал все свои картины сам, участвуя в написании сценария, подборе актеров, составлении бюджета, съемке, художественном оформлении, монтаже и рисунке заголовков, а также подготовке материалов для прессы. Он был не только режиссером, но и писателем, издателем, иллюстратором, художником-оформителем и кинокритиком. За свою жизнь он удостоился множества наград, среди которых — почетный приз американской Киноакадемии (1992). Вместе с женой Йоко Ягути Куросава однажды посетил дом индийского коллеги. Ягути тогда сказала, что не встречала более выдающегося человека. Сатьяджит Рей скончался в 1992 году. Известно, что Джордж Лукас положил в основу «Звездных войн» «Спрятанную крепость» Куросавы и создавал своих персонажей, переосмысливая героев японского мастера: два крестьянина превратились у американского постановщика в роботов R2D2 и СЗРО, а герой Тосиро Мифунэ стал «Люком Скайуокером». Джордж Лукас прямо называл себя «кинематографическим сыном» Акиры Куросавы, и ему удалось немного поработать со своим «отцом». Когда у того возникли сложности с финансированием эпической ленты «Тень воина», Джордж Лукас и Фрэнсис Коппола выступили продюсерами этой картины Куросавы. Так Лукас выразил японскому режиссеру свою благодарность за его фильмы. В 1970-е годы, когда молодой постановщик дебютировал в Голливуде, его считали там своего рода enfant terrible («ужасное дитя»). Тем не менее, благодаря его «Звездным войнам» Голливуд в немалой степени изменился: именно после этого фильма успех картины стали измерять ее кассовыми сборами. После Лукаса качество фильмов в Голливуде отныне определяется «навороченностью» спецэффектов и насыщенностью действия, а не художественными достоинствами картин, их способностью воздействовать на чувства зрителей. Это совершенно противоречит творческим принципам Куросавы: для японского режиссера внешние эффекты были лишь средством выражения внутреннего содержания, но главным для него всегда был человек. Так что, с точки зрения «устаревшего» Куросавы, голливудские достижения оказываются «достижениями» лишь в кавычках. ЕШ
|