35. Акира Куросава, страница 26

35. Акира Куросава, страница 26

Исторические параллели

/-

Любимый актер Акиры Куросавы

Тосиро Мифунэ (1920—1997)

Любой разговор о Куросаве обязательно перейдет на замечательного японского актера Тосиро Мифунэ. Итогом их плодотворного сотрудничества явились 16 фильмов.

Тосиро Мифунэ родился 1 апреля 1920 года в китайском городе Циндао, где в то время работали его родители. Во время Второй мировой войны он служил в японской армии и после ее окончания уехал в Японию. Отец будущего актера владел в Китае фотостудией, и Мифунэ-младший рискнул подать заявку на должность помощника оператора в студию «Тохо». Он получил место, но в 1947 году попытал свои силы в актерском конкурсе. Мифунэ вместе еще с несколькими соискателями был отобран из более чем четырех тысяч человек.

Впервые Акира Куросава пригласил Мифунэ на роль в картине «Пьяный ангел» (1948). Режиссера настолько поразил талант актера, что специально для него он переработал первоначальный сценарий.

Мифунэ, любимый исполнитель Куросавы, сыграл широкий спектр ролей — врача, бандита, многочисленных самураев... Этот актер был единственным, чьи импровизации на съемочной площадке «император» Куросава воспринимал как должное.

Всемирную известность Мифунэ приобрел благодаря картине «Расёмон», завоевавшей «Золотого льва» на фестивале в Венеции (1951). Последним совместным проектом Мифунэ и Куросавы стал фильм «Красная борода» (1965), после чего союз распался из-за личных разногласий. Помимо Куросавы актер снимался и у других известных японских постановщиков, например, у Кэндзи Мидзогути в ленте «Жизнь Сайкаку» (1952). С 1960-х годов Мифунэ играл в основном, на Западе в некоммерческих фильмах. До конца жизни он считал своей лучшей ролью бесшабашного Кикутиё из «Семи самураев» и помнил наизусть его текст. Однажды Мифунэ сказал: «Из всех своих работ я не горжусь ничем, кроме ролей, сыгранных для Куросавы».

Ведущий режиссер японской мультипликации

Хаяо Миядзаки (род. 1941)

Хаяо Миядзаки часто называют преемником Акиры Куросавы. Скрупулезное внимание к деталям в своих работах он явно позаимствовал у своего великого предшественника. Как и Такэси Китано, Миядзаки довелось встретиться с Куросавой в его доме у Фудзи. В мультфильме «Принцесса Мононокэ» (1997) режиссер сознательно старался следовать приемам Куросавы.

Миядзаки долгое время оставался неизвестным на Западе, за исключением узкого круга любителей мультипликации, пока в 2002 году не вышел его фильм «Унесенные призраками». Он оказался самым кассовым проектом японского кино и был тепло принят как зрителями, так и критикой.

Многие фильмы Миядзаки объединяет тема взаимоотношений человека с природой и миром технологий, а также трудность следования антивоенной морали. Главные герои его фильмов — сильные, независимые девушки; а его злодеи обычно неоднозначны по своей психологии, наделены в том числе и привлекательными чертами.

Большинство работ Миядзаки оказались коммерчески состоятельными, отчего режиссера нередко сопоставляют с американским мультипликатором Уолтом Диснеем. Впрочем, Миядзаки не собирается создавать империю мультипликации; его вполне устраивает просто возможность заниматься тем, чем вздумается. В 2006 году журнал «Тайм» назвал режиссера одним из самых выдающихся азиатов за последние 60 лет.

ШИ