35. Акира Куросава, страница 13Акира Куросава называл «Идиота» своей лучшей картиной, так и противоположные высказывания. Согласно им, Куросава считал свой фильм неудачным и хотел бы его переделать. «Расёмон» в Венеции Режиссера несколько обескуражил прохладный зрительский прием его фильмов, но вскоре его ждало одно из высших признаний в кинематографическом мире: в сентябре 1951 года «Расёмон» получил «Золотого льва», высшую награду Венецианского кинофестиваля. Между тем, всего несколькими месяцами ранее режиссер был уверен в провале ленты. Международному признанию Куросавы способствовала Джулиана Страмиджоли, занимавшая видное место в итальянском кинематографе. Она приехала в Японию с целью отобрать лучшие фильмы для конкурсного показа на Венецианском кинофестивале. Именно по ее настоянию японские кинодеятели согласились отослать фильм Куросавы на конкурс в Италию. Японцы в те годы больно переживали свое поражение во Второй мировой войне, и международное признание национального режиссера весьма способствовало улучшению морального климата в стране. В декабре 1952 года «Расёмон» выиграл специальный приз американской Киноакадемии в номинации «лучший иностранный фильм». Европейцы восхищались эстетикой Куросавы, американцев же привлекала событийная насыщенность его картины. Фильм во многом определил становление всего мирового кино; на нем воспитывалось не одно поколение молодых постановщиков. Тема жизни и смерти Получив «Золотого льва», Куросава в марте 1952 года начал съемки картины «Жить». Эта лента, созданная по мотивам повести Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича», рассказывает о человеке, которому поставили диагноз «рак», и объявили, что жить ему осталось три месяца. Первый кадр картины — из темноты проступает рентгеновский снимок раковой опухоли. Рассказ строится из воспоминаний третьих лиц. Нередко в конце пока за фильма зрительный зал взрывался аплодисментами. Самый известный эпизод ленты: главный герой садится на качели и напевает песенку. Здесь удивительно тонко единой мелодией сплетаются темы жизни и смерти. Если «Расёмон» — кристаллизация реализма и динамики, то «Жить» представляет собой правдивый рассказ о человеческой душе. Этот фильм относится к числу лучших творений мастера. 4 ноября 1952 года умерла Сима Куросава, мать режиссера. ▼ Сцена из фильма Куросавы «Жить», снятого Толстого «Смерть Ивана Ильича». В главной роли — Такаси Симура. ЕЗ
|