35. Акира Куросава, страница 15

35. Акира Куросава, страница 15

Акира Куросава

< Сцена из фильма «Отважный Сандзюро» Главные роли в нем сыграли Тосиро Мифунэ и Тацуа Накадай.

«дождем», создаваемым с помощью насосов. Несмотря на тяжелые условия, их игра — пример высокого мастерства. Давняя мечта Куросавы сделать сцены на пределе человеческих возможностей реализовалась в батальных эпизодах «Семи самураев».

Актер Каматари Фудзивара вспоминал: «Во время съёмок нам пришлось здорово побегать... Но сам Куросава бегал вместе с нами, поэтому никто на него не ворчал... Полуголым артистам и статистам приходилось падать в холодные лужи, и вообще физически все выматывались до последнего».

В 1955 году Куросава приступил к работе над фильмом «Хроника одной жизни». В нем рассказывается о японской семье, живущей в ожидании ядерной войны. В картине, относящейся к наиболее социально значимым работам режиссера, выражена его гражданская позиция по поводу «холодной войны» и нагнетания ядерной истерии.

Фумио Хаясака, написавший музыку к картине, неожиданно заболел и умер во время ее съемок. Потеря близкого друга сказалась на характере дальнейших фильмов Куросавы. Из них окончательно пропадает мотив по-детски наивного мировосприятия, присутствовавшего в картинах, снятых до смерти Хаясаки.

На вольных хлебах

Куросава тратил на свои постановки много времени и средств, что провоцировало конфликты со студийным начальством. Из-за это

го режиссер в 1959 году создал самостоятельную кинокомпанию «Куросава продакшнз» и, чтобы встать на ноги с финансовой точки зрения, сделал ставку на доступность и развлекательность — но не за счет реализма и правдивости деталей. Для этого мастер взял добротные детективные романы американцев Дешила Хэметта и Эда Макбейна и перенес их на японскую почву. Так появились картины «Телохранитель» (1961) и «Рай и ад» (1963), занимательные, ироничные и потому вышедшие за рамки жанров, к которым они формально относятся.

В1965 году режиссер создал фильм «Красная борода», одну из своих самых лиричных и добрых картин. Она рассказывает о бедняках, живущих в конце периода Эдо (в середине XIX века), и их лечащем докторе. Фильм получил несколько наград, в числе которых — приз за лучшую мужскую роль, присужденный Тосиро Мифунэ на Венецианском кинофестивале.

На съемочной площадке Куросава пользовался очень сильным освещением, испортившим ему зрение. Темные очки, которые он, кажется, никогда не снимал, режиссер начал носить именно с середины 1960-х годов. К моменту завершению тяжелейших съемок Куросава выматывался настолько, что оставался почти без сил. По словам знавших его людей, такое состояние продолжалось у него по нескольку месяцев. Это и понятно: ему уже исполнилось 55 лет.

Картина «Семь самураев» (1954) стала одним из самых дорогих фильмов, выпущенных студией «Тохо»

ЕШ