35. Акира Куросава, страница 17Акира Куросава I ду». Лента, основанная на эпизодах из одноименной книги Сюгоро Ямамото, рассказывает о людях, живущих в трущобах японских городов. Куросава завершил ленту в рекордные 28 дней. Фильм не имел успеха, и финансовое положение Куросавы стало критическим. 22 декабря 1971 года Акира Куросава предпринял попытку самоубийства, к счастью, окончившуюся лишь легкими травмами. Нежелание жить возникло у режиссера, видимо, из-за клубка накопившихся трудностей — прежде всего, финансовых и творческих неудач. Знавшие его люди утверждают, что у Куросавы сложилось в то время презрение к самому себе. Тем не менее, он попросил у близких прощения за неудавшееся самоубийство и пообещал продолжить работу в кино. Куросава, не видя возможности снимать у себя на родине так, как ему хочется, решился на совместный проект с советскими кинематографистами. В основу сюжета его новой картины «Дерсу Узала» легла книга Владимира Клавдиевича Арсеньева, прочитанная Ку-росавой еще в молодости. Уже тогда он принял решение когда-нибудь экранизировать ее. Режиссер оговорил себе право полную свободу действий. Съемки шли в уссурийской тайге в течение двух лет, и режиссеру помогала советская команда в двести человек. Нередко работа шла при жестоком морозе, от которого приходилось несладко и актерам, и съемочной группе. В это время Куросава получил письмо о смерти своего учителя Кадзиро Ямамото и посвятил ему свою работу. По словам команды < Итальянская афиша фильма «Дерсу Узала». Куросава надеялся пригласить на главную роль Тосиро Мифунэ, но тот не мог позволить себе потратить два года на один проект. В итоге эту роль сыграл советский актер — тувинец Максим Мунзук. Кадр из фильма «Дерсу режиссера, он снова проявил себя «императо- Узала». ром», каким был еще в молодости. В 1975 году «Дерсу Узала» завоевал главный приз Московского кинофестиваля. В следующем году лента получила «Оскар» как «лучший иностранный фильм». Заговорили о «возвращении Куросавы». Сценарий Куросавы «Поезд-беглец» представлял собой лирическую драму. Ее напряженные события определялись скоростью двигавшегося самого по себе состава. Автор хотел, чтобы зритель почувствовал себя пассажиром «сбежавшего» поезда, а не просто наблюдал за развитием действия, сидя в кресле кинозала. Но из-за разногласий с американской стороной фильм не состоялся. Позже, в 1985 году, фильм на его сюжет — в соответствии со всеми голливудскими «канонами» — снял Андрей Кончаловский, а главные роли сыграли Эрик Роберте и Джон Войт. Куросава в его титрах обозначен как сценарист. Ситуация практически повторилась, когда Куросава попытался сделать картину «Тора! Тора! Тора!». Постановщиками с японской стороны вместо него стали Киндзи Фукусаку и Тосио Масу-да. Сам же Куросава успел снять лишь несколько эпизодов: его работе помешали бюджетные трудности, а также его собственные бурные конфликты со съемочной группой. Кроме то- ► Дэррил Фрэнсис Занук (1902—1979), голливудский сценарист, продюсер и основатель студии «XX век Фокс». Около десятка его работ номинировались на «Оскар». го, его юрист, ведший переговоры о контракте, выполнил свои обязанности спустя рукава. В конечном итоге Куросаву отстранили от съемок. Чуть позже «XX век Фокс» позвал Тосиро Мифунэ сыграть в картине. Актер настаивал, чтобы именно Куросава завершил съемки ленты, отчего просто лишился роли. ЕШ
|