35. Акира Куросава, страница 19

35. Акира Куросава, страница 19

Акира Куросава

Голливудский актер Ричард Гир сыграл у Куросавы в филы «Августовская рапсодия». В основу картины легла книга «В горшке» Мураты Киёко.

считавшие себя учениками мастера. 80-летний Куросава задумывал эту картину как свою последнюю, но снял еще два фильма. В картине «Августовская рапсодия» (1991), рассказывающей об атомных бомбардировках Японии, снимался американский актер Ричард Гир. Фильм получил высокую оценку во время показа на фестивале в Каннах.

Через восемь месяцев после выхода на экран «Августовской рапсодии» Куросава начал съемки своей последней, как оказалось, картины — «Еще нет». Название ленты — фраза одного из героев. Так он отвечает на вопрос: «Готов ли ты перейти в мир иной?» Фильм был закончен в 1993 году, став 30-й по счету и одной из лучших картин мастера за 50 лет его работы в кинематографе. В декабре 1997 года скончался актер Тосиро Мифунэ. Здоровье самого Куросавы было настолько слабо, что он не смог присутствовать на похоронах старого друга и соратника по кино; ему пришлось ; ограничиться письмом с соболезнованиями.

В марте 1998 состояние режиссера резко ухудшилось. 6 сентября Акира Куросава скончался от кровоизлияния в мозг в своем доме в Токио. Ему было 88 лет.

Прекрасно быть живым

Акира Куросава, «прорубивший» для япон-

SCKoro кино «окно в Европу», всю свою жизнь __работал ради его процветания. Он любил свою работу и перед началом съемок вел себя, как ребенок в предвкушении праздника. Щ Дни, когда Куросава не занимался созданием очередного фильма, казались ему лишен-

Частная жизнь

ДОМ КУРОСАВЫ В ГОТЕМБЕ

Многие фильмы Куросавы снимались в городке Готемба. Режиссер любил пейзажи вокруг этого места, расположенного юго-восточнее горы Фудзи. Он даже построил здесь дом с окнами, выходящими на Фудзи. Над очагом располагалась его коллекция мундштуков. В доме царила величественная атмосфера, достойная «императора».

Всякий раз, навещая этот дом, Куросава проводил время за чтением книг, написанием сценариев и обдумыванием своего следующего фильма. Однажды по чьей-то неосторожности дом сгорел. Впрочем, режиссер с самого начала говорил, что это здание легко сжечь. Этот случай — пример широкой нату

ры Куросавы и благородно-беспечного отношения к вещам.

Дом восстановили, но друзья Казу-ко, дочери режиссера, снова случайно спалили его. В Готембу Куросава пригласил к себе съемочную группу, задействованную в «Смуте», чтобы побеседовать о фильме. Идеи рождались и развивались, а затем реализовывались в картине. Некоторые подобные встречи даже были запечатлены на пленке И показаны по телевидению. Дом Куросавы в Готембе навещали такие известные постановщики какТакэси Китано и Хаяо Миядзаки. Их считают преемниками Куросавы, продолжателями заложенных им традиций в японском кино XXI века.

ными всякого смысла. Бывало, он сталкивался с неудачами, но вскоре снова «рвался в бой». В последние годы жизни он пережил немало трагических потерь: умирали близкие ему люди. Сам он в старости как-то сказал, что все, кто составлял его внутренний круг, ушли, и он остался в одиночестве. Но страсть к созданию экранных повествований не угасала в нем. Один из персонажей картины «Лошадь» (1941), где Куросава снимал часть сцен, говорит: «Прекрасно быть живым, потому что жить интересно и весело». В черновиках сценария, над которым работал Куросава незадолго до смерти, есть фраза о том, что хоть и невозможно вечно оставаться молодым, быть живым прекрасно, несмотря ни на что.

Жизнь Куросавы — череда признаний и трагедий. Он добился успеха на избранном поприще благодаря силе своей творческой энергии, таланту, детской восторженности, любви к кино и могучей фантазии. Созданные им фильмы — бессмертный памятник мастеру.

Фильм «Сны» (1990) состоит из восьми коротких эпизодов. Куросава писал сценарий н

собственных ci

► «Еще нет», последний фильм режиссера, рассказывает о теплых, дружеских отношениях учителя с учениками. По словам Куросавы, в работе над лентой он постоянно думал о своем старом учителе Кейдзи Татикаве.

ЕЕЯ