35. Акира Куросава, страница 20Выдающиеся события Собственный почеркНе стоит думать, что если фильмы Куросавы приходились по вкусу японским милитаристам или голливудским ремесленникам, то режиссер подстраивался под средний уровень обывателя или был жертвой военной истерии. В его картинах отсутствует пропаганда, рассказы о различных эпохах сопровождаются тончайшими и точнейшими деталями. Стиль работы Куросавы родился из соединения яркой повествовательности немого кино, динамизма советских фильмов — неудивительно, что сотрудничество команды Куросавы с советскими постановщиками, давшее миру «Дерсу Узала» (1975), оказалось таким плодотворным, — и достижений Голливуда. Изысканная в своей простоте и чуткости эстетика режиссера — плод его упорного труда и неутомимого исследовательского духа — высоко оценивается знатоками «интеллектуального кино». Первый шедевр Когда Куросава представил кинокомпании свои проекты декораций для «Расёмона», начальство его не поняло и засомневалось: стоит ли вообще финансировать такую картину? Режиссер же, задумывая план ворот для начальной сцены, день ото дня мысленно увеличивал их. В итоге у ворот, выстроенных для фильма, ширина достигала тридцати, высота — двадцати, а проем — двух метров. При этом общий вид ворот в картине не требовался: зритель видит лишь их части. Тем не менее, Куросава настоял, чтобы ворота были сооружены целиком. Режиссер всегда обращал первостепенное внимание на составлявшие общую картину детали. Немало сил он тратил и на декорации: на съемках «Расёмона» при помощи пожарных шлангов Куросава создавал иллюзию проливного дождя, а чтобы он контрастнее смотрелся на черно-белом экране, добавлял в воду чернила. Направляя камеру прямо на солнце — в те годы это считалось невозможным, — он показывал, как лучи пробиваются сквозь листву. «Расёмон» стал первым фильмом, снискавшим Куросаве международное признание. Свой бескомпромиссный поиск образов режиссер продолжал всю жизнь. Верность собственному стилю Рабочий девиз Куросавы звучал так: «Будь смелым, какангел, и придирчивым, как демон». Через четыре года после «Расёмона» — своего мирового дебюта — он приступил к съемкам «Семи самураев». Работая над сценарием, он сочинил не только биографии для каждого значимого персонажа, но и разработал их психологические портреты — какую одежду герой носит, какую пищу предпочитает и так далее. Картина «Семь самураев» снова оказалась беспрецедентной по дороговизне постановкой Куросавы: ее бюджет в разы превышал стоимость обычных фильмов, производившихся в те времена студией «Тохо». Работа шла около года. Опасаясь, что студийное начальство вмешается в ход съемок, Куросава оставил сцену финального сражения напоследок. По его словам, он предпочел бы быть уволенным, чем пойти на малейший компромисс. Кстати, актер Сей-дзи Миягути, чей персонаж Киудзо виртуозно владел ме- Кадр из фильма «Расёмон> ж Сцена из фильма «Расёмон» с ведущими актерами Тосиро Мифунэ и Матико Кио. |