35. Акира Куросава, страница 22

35. Акира Куросава, страница 22

Выдающиеся события

Укрощение тигров и коней

«Дерсу Узала» — история об охотнике, основанная на реальных событиях. Действие фильма происходит в уссурийской тайге, где живут тигры. Куросаву, разумеется, не устраивало использование в съемках зверей, выращенных в неволе. Он требовал поймать дикого. В итоге у него «работали» и дикий, и ручной тигры. Когда хищник не смотрел в камеру, режиссер сердито кричал ему: «Эй, тигрище, а ну-ка погляди сюда!» Другими словами, Куросава воспринимал зверя как обычного актера. Видимо, его режиссерский авторитет был так велик, что даже животные подчинялись ему.

Наверно, настоящему Дерсу Узала пришелся бы по нраву стиль работы потомка японских самураев. Куросава признавался, что замысел экранизации одноименной книги Владимира Арсеньева созрел у него, еще когда он трудился помощником режиссера на «PLC». Три десятилетия спустя он сумел воплотить в жизнь мечту молодости.

В батальных сценах участвовало много лошадей. Рассказывают, что однажды он потребовал от лошади «выглядеть более драматичной». Известно, что до начала съемок картины Куросава делал рисунки будущих сцен. Например, пока шел нелегкий процесс составления бюджета для «Тени воина», режиссер ежедневно занимался раскадровкой будущей ленты. Потом его эскизы помогали съемочной команде лучше понять общую идею картину фильма.

В молодости Куросава мечтал стать художником и добиться признания в Париже. Его талант живописца нашел выражение в подготовке раскадровок к собственным постановкам.

Дорогостоящее упорство

Фильм «Смута», соединивший в себе шекспировского «Короля Лира» и японский фольклор, представляет собой эпическое повествование о честолюбии, высокомерии и встрече со старостью. В отличие от «Семи самураев», рассказывающих, прежде всего, о человеческом героизме, «Смута» представляет собой прочувствованную, тонко прописанную картину насилия, присущего человеческой душе. Выделив насыщенными красками враждующие армии, Куросава, образно выражаясь, тонирует безмятежную картину пейзажа привне

сенными извне, сюрреалистическими оттенками человеческой трагедии и бессмысленного разрушения. По ходу сражения разбросанные образы сливаются в гипнотизирующем, душераздирающем повествовании о разрушении личности Хидеторы. В конце японский «король Лир», отвергнутый семьей и опозоренный собственными дурными поступками, возвращается в состояние младенческой невинности и скитается по земле — стремясь убежать от безумия насилия — и так обретает зыбкий внутренний покой.

Для съемок картины Куросава построил замок на одном из склонов Фудзи, обошедшийся в 400 миллионов йен (около 4 миллионов долларов по современному курсу). Это шестиэтажное здание — настоящее, а не просто бутафория с декоративным фасадом. 400 человек в течение 127 дней возводили постройку. В сцене пожара она сгорает. Когда на пресс-конференции у Куросавы спросили, не жалко ли ему было предавать огню такой дорогой замок, он ответил, что его строили специально чтобы сжечь. Когда снимали наиболее напряженные сцены фильма, начался ужасный тайфун. Куросава не растерялся и запечатлел его на пленку. Казалось, что он нарочно вызвал шторм, чтобы добиться от сцены желаемого эффекта.

Всю жизнь про режиссера говорили, что он запечатлевает на экране собственные мечты и фантазии. В стремлении воссоздавать мельчайшие детали он был бескомпромиссен. Куросава никогда не жалел о затраченных на работу силах. В одной из речей в американской Киноакадемии он заявил, что до сих пор ничего не знает о кино.

^ Сцена из фильма «Тень воина» (1980). По словам Куросавы, эта картина являлась подготовительным этапом к

ж Кадр из фильма «Смута> (1985).

ЕЭ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Где живёт тигр?

Близкие к этой страницы