35. Акира Куросава, страница 23

35. Акира Куросава, страница 23

Акира Куросава

КУРОСАВА И МИРОВОЙ УСПЕХ ЯПОНСКОГО КИНО

Историю всемирного признания Куросавы можно проследить, взглянув на хронологию наград, полученных им на кинофестивалях разных стран.

Японское кино в целом и фильмы Куросавы в частности стали известны Западу в первую очередь благодаря старейшему в мире Венецианскому фестивалю, проводящемуся с 1932 года. Он — наря

ду с Берлинским и Каннским — относится к тройке самых престижных смотров мирового кинематографа. Присуждение в 1951 году фильму «Расёмон» «Золотого льва» стало первой победой японского кино на международном киноконкурсе, его своеобразным мировым дебютом. В последующие годы японские постановщики не раз завоевывали там первые места, но начало этому процессу поло

Фильмы и награды Акиры Куросавы

Год

Фильм

Награда

1943

Гений дзюдо

1944

Самые красивые

1945

Гений дзюдо-2

1946

Не жалею о своей юности

1947

Великолепное воскресенье

1948

Пьяный ангел

1949

Бездомный пёс

1949

Молчаливая дуэль

1950

Расёмон

«Золотой лев» Венецианского фестиваля. «Оскар» за лучший иностранный фильм

1950

Скандал

1951

Идиот

1952

Жить

«Серебряный медведь» Берлинского фестиваля

1954

Семь самураев

«Серебряный лев» Венецианского фестиваля

1955

Хроника одной жизни

1957

Трон в крови

Призы Лондонского и Лиссабонского фестивалей

1957

На дне

1958

Спрятанная крепость

Специальный приз Берлинского фестиваля

1960

Плохие спят спокойно

1961

Телохранитель

1962

Отважный Сандзюро

1963

Рай и ад

1965

Красная борода

Приз Международного католического кинобюро

1970

Под стук трамвайных колес

1975

Дерсу Узала

Главный приз Московского кинофестиваля. «Оскар» за лучший иностранный фильм

1980

Тень воина

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. «Приз Цезаря» за лучший иностранный фильм

1985

Смута

«Оскар» за «лучшие костюмы». Приз за лучший иностранный фильм Британской академии кино- и телеискусства

1990

Сны

Специальный приз американской Киноакадемии

1991

Августовская рапсодия

1993

Еще нет

жил не кто иной, как Куросава. Из его последователей наибольшего успеха добился Такэси Китано.

Крупнейший в мире Каннский кинофестиваль зародился в 1946 году. Первым японцем, получившим «Гран-при», стал Тейносуке Кинугаса за фильм «Врата ада». Куросава же ждал победы в Каннах до 1980 года, когда он получил «Золотую пальмовую ветвь» за картину «Тень воина».

Берлинский кинофестиваль, проводящийся с 1951 года, по авторитетности считается вторым после Каннского. Здесь японское кино впервые признали в 1953 году, а Куросава взял там приз в 1954 году за ленту «Жить». Вслед за ним побеждали на фестивале и другие японские постановщики.

Очень престижной наградой в кинематографе считается статуэтка американской Киноакадемии. Церемония вручения «Оскара» широко освещается прессой всего мира. Если на вышеуказанные фестивали отбираются образцы так называемого «авторского кино», то американцев интересуют в первую очередь фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию. Поскольку главный производитель в данной области — Голливуд, то европейские и азиатские постановщики нечасто попадают в зону внимания Академии. Впрочем, японские фильмы нередко брали награду в номинации «лучший иностранный фильм, показанный в США». Среди них — фильмы Акиры Куросавы «Расёмон» (1952) и «Дерсу Узала» (1976). В 1986 году «Смута» получила приз за «лучшие костюмы». В 1990 году, после выхода фильма «Сны», Куросава был удостоен «специальной награды», ранее достававшейся только Чарли Чаплину и Микки Руни. Хаяо Миядзаки в 2003 году взял «Оскара» за полнометражный мультипликационный фильм «Возвращение кота».

Е9