35. Акира Куросава, страница 16Жизнь и эпоха Тяжелое время Неудачное сотрудничество После проведения в Токио Олимпийских игр 1964 года Япония вступила на путь стремительного экономического развития. Появление телевидения угрожало самому существованию кинематографа. Финансовое положение Куросавы осложнилось, и к тому же его любимый актер Тосиро Мифунэ ушел в «свободное плавание», также открыв собственную киностудию. Куросава решил попытать счастья за границей, и вскоре Голливуд откликнулся на его предложение о сотрудничестве. 30 июня 1966 года — дата официального начала съемок картины «Поезд-беглец», совместного проекта «Куросава продакшнз» и американской «Эм-басси пикчерс». Куросава задумал снять философский фильм, а американцы настаивали на введение в картину сцен с обнаженными красавицами. Разногласия по поводу сценария и бюджета так и не были разрешены. 28 апреля 1968 года было объявлено о договоре между «Куросава продакшнз» и «XX век Фокс» о совместных съемках фильма «Тора! Тора! Тора!», посвященного американско-япон-ской войне 1941—1945 годов на Тихом океане. Куросава выполнял обязанности главного режиссера и постановщика японской части ленты. Он пригласил много непрофессиональных актеров, бывших военных, рассчитывая, что они будут смотреться реалистичнее, чем признанные звезды. В декабре следующего года начались съемки в Киото. Производство фильма то и дело приостанавливалось и возобновлялось. Наконец, было официально объявлено, что из-за плохого здоровья Куросава уходит с должности постановщика картины. Японские газеты подняли шумиху по поводу нервных срывов мастера. Когда врачи разрешили режиссеру возобновить работу, президент «XX века Фокс» не допустил Куросаву до съемок. Истинная причина отказа крылась в контрактных разногласиях. К несчастью для себя, режиссер не принимал личного участия в переговорах, доверив это своему представителю. Между тем, американцы навязали кабальный договор, предписывавший Куросаве унизительные мелочи, и при этом оставлявший за американцами право шп на окончательный монтаж фильма. Куросаве пришлось заплатить за свой отказ работать под диктовку американцев значительную неустойку. Позже он сказал, что его и американский стили кинопроизводства взаимно исключают друг друга. Фильм «Тора! Тора! Тора!» заканчивали другие постановщики, и он вышел на экраны в 1970 году. Попытка самоубийства Несмотря на растущую во всем мире популярность цветного кино, Куросава считал его надуманным и неубедительным и не изменял более, по его мнению, реалистичной черно-белой гамме. В 1970 году он все же решил в качестве пробы снять цветной фильм — «Под стук трамвайных колес». Картина явилась первым за последние пять лет проектом, доведенным режиссером до конца, с тех пор как он завершил в 1965 году «Красную боро- * «Под стук трамвайных колес» — история о нищем парне, бродившем по городу, представляя, что едет на трамвае. < Японская марка, посвященная Олимпиаде 1964 года.
|