35. Акира Куросава, страница 10

35. Акира Куросава, страница 10

Жизнь и эпоха

Начинающий «киношник»

Эпоха «PCL»

В апреле 1936 года Куросава поступил на работу в студию «PCL» (с 1937 года кинокомпания «Тохо»), где попал в группу режиссера Кадзиро Ямамото. Впоследствии он называл его своим главным учителем: тот повлиял на становление Куросавы не только как постановщика, но и как человека.

Отношения их складывались необычно: когда молодой человек проходил собеседование, Ямамото завел с ним разговор не о фильмах, но о музыке и о живописи. Позабыв о времени, Куросава и Ямамото принялись с энтузиазмом обсуждать своих любимых художников, композиторов и исполнителей и проговорили до позднего вечера, хотя за дверью своей очереди ждали следующие претенденты. Таким образом, несмотря на огромный конкурс — порядка 100 человек на место, — прием Куросавы на работу произошел без каких-либо трудностей.

Ямамото считал своей задачей растить новое поколение режиссеров. Очень скоро он понял, что Куросава наделен недюжинным талантом, и считал своим долгом дать ему возможность развить свои способности.

Маститый режиссер доверял своему ассистенту в моменты своих отлучек с киносъемок подменять себя. Ямамото позже вспоминал: «Он был гораздо требовательнее меня».

В то время как другие молодые помощники режиссеров на студии не слишком себя утруждали, у Куросавы не хватало времени даже на сон. Он стремился как можно скорее освоить профессию. Мало-помалу у него вырабатался собственный стиль. Ямамото, зная о неизбежных разногласиях между постановщиком и теми, кто с ним работает, настаивал, чтобы Куросава никогда не шел на компромисс и не зависел от чужого мнения. Молодой кинематографист выполнил завет своего учителя: впоследствии он прослыл «режиссером-диктатором».

Тогда же состоялось еще одно бесценное для будущего мастера знакомство. Нагахару Йодогава, работавший в рекламном отделе компании, стал в будущем видным теоретиком кино. Куросава и Йодогава подружились, сохранив добрые отношения до конца своих дней.

Кадзиро Ямамото дал своему ученику хороший совет: режиссер должен уметь писать