35. Акира Куросава, страница 11Акира Куросава I сценарии, иначе картина обречена на провал. Куросава взялся за освоение этого искусства. Когда основная работа не заставляла засиживаться допоздна, он посвящал написанию сценариев все свободное время. Куросава подсчитал, что, если сочинять по одной странице в день, то всего за год получится довольно объемный текст. Бывало, он писал до рассвета. По созданным им сценариям снимались картины, а в 1942 году молодой режиссер наконец-то получил возможность снять фильм самостоятельно. В 1943 году на экраны вышла его первая лента «Сугата санзиро» (в советском прокате — «Гений дзюдо»). В ней снялся Такаси Симура — первый из тех, кто в будущем составит «команду Куросавы». Становление мастера Работа над дебютной лентой происходила нелегко. Министерство внутренних дел Японии, осуществлявшее цензуру, раскритиковало ленту за ее излишне «западную» форму, особенно в любовных сценах. За Куросаву вступился признанный режиссер Ясудзиро Одзу, и фильм «пропустили». Картина очень понравилась зрителям. Так состоялся дебют Куросавы, принесший ему и коммерческий успех, и похвалу известного мастера. Фильмы, снятые Куросавой во время и в первые годы после Второй мировой войны, объединены общей темой — судьбы людей, родившихся в период Мэйдзи (1868—1912). Он соединял в своих работах элементы комедийного и приключенческого кино. Вторая работа режиссера, «Самые красивые» (1944), представляет собой эпическую драму о девушках, работавших на заводе во время войны. Чтобы задействованные в ленте актрисы вжились в образ, Куросава отправил их поработать на настоящем заводе и пожить в заводском общежитии. 22 мая 1945 года он женился на исполнительнице главной роли Йоко Ягути, а уже 20 декабря родился их первенец — Хисао. Уже тогда режиссер прославился своей суровостью на съемочной площадке. Его фильм 1945 года «Наступающие тигру на хвост» — пример его жесткого стиля работы. Один из актеров как-то сказал, что подчас Куросаву просто боялись. Примерно в это время режиссера прозвали «Тенко», что значит «император». Япония сильно пострадала во время войны, и люди шли в кино, чтобы хоть ненадолго забыть о трудностях. Картина 1947 года «Великолепное воскресенье» рассказывает о встрече влюбленных и их попытке, выбросив из головы проблемы, весело провести выходной день. Фильм воспроизводит атмосферу послевоенной Японии и трогает зрителя своим лиризмом. Сам Куросава позже отзывался о нем так: «Я хотел многое сделать, но все смешал в одну кучу». В последующие годы он все больше и больше экспериментировал. Библиотека мемуаров «ПОВЕСТЬ О ДОМЕ ТАЙРА» «Повесть о доме Тайра» — одно из наиболее значительных произведений классической японской литературы, созданное в начале XIII века. Оно относится к жанру военной эпопеи («гун-ки») и рассказывает о борьбе двух феодальных кланов — Тайра и Минамо-то. Куросава мечтал экранизировать эту историю. «Повесть» дает детальный портрет каждого из своих многочисленных персонажей. Их слова и поступки раскрывают как их личный характер, так и психологию древней эпохи. Каждый эпизод книги захватывает своей красотой и скорбью. Куросава неоднократно высказывал мнение, что каждый японец обязан прочесть «Повесть о доме Тайра». Он надеялся перенести это повествование на киноэкран и тем самым показать всему миру величие этой книги. Конечно, экранизация столь монументальных произведений требует значительного бюджета. Кроме того, непросто реконструировать доспехи и оружие, использовавшиеся много веков назад. Так сложилось, что Куроса-ве не удалось воплотить в жизнь свой замысел.
|