35. Акира Куросава, страница 9Акира Куросава следующем году его картина, называвшаяся «Сейбуцу», попала на выставку «Ника». Впрочем, в живописи он так и остался любителем. В лабиринте трудностей Позже, вспоминая юность, Куросава, сравнивал это время с лабиринтом трудностей. В 1928 году будущий режиссер устроился на работу в компанию «PCL» (будущую «Тохо»). Новая, лихорадочная жизнь захватила молодого человека. В те годы всем приходилось нелегко из-за тяжелой экономической обстановки в стране. В 1929 году начинающий художник вступил в «Японскую ассоциацию пролетарского искусства», не просто сотрудничая с коммунистами, но два года занимаясь нелегальной деятельностью. Произошло это достаточно случайно: Куросава сделал это не из-за каких-либо глубоких идейных соображений. Мало-помалу живопись переставала его интересовать, уступая место кинематографу, литературе, музыке и драме. Хейго . За кулисами «ЯПОНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО ИСКУССТВА» В1929 году 19-яетний Акира Куросава вступил в ряды «Японской ассоциации пролетарского искусства». В 1920-е годы, переломные в истории страны восходящего солнца, новые художественные веяния и направления — дадаизм, сюрреализм, абстракционизм — шли из Европы в Японию вместе с коммунистическими идеями. Увлечение марксизмом и новейшими художественными течениями привело к появлению «Японской ассоциации пролетарского искусства». Она находилась под сильным влиянием русского авангарда. В 1920 году прошел съезд с целью организации в Японии пролетарского творческого союза. Его создание тормозилось из-за разногласий и борьбы за идеологическое доминирование между различными партиями. Но из этого хаоса все же появилась на свет «Японская лига пролетарского искусства», или «Наппу», а затем на ее основе сложилась «Ассоциация». Деятельность этой организации не ограничивалась сферой живописи: в ней состояли также представители литературного и театрального мира страны. Разумеется, ее работа определялась марксисткой философией. Куросава, впрочем, мало вникал в суть марксизма, и теоретические споры его не слишком интересовали. В 1929 году «Ассоциация» провела большую выставку пролетарского искусства. Куросава представил туда пять работ: картины маслом и акварелью, а также плакат. Особенно высокой оценки удостоилась его огромная — трехметровая! — акварель. Это стало вершиной сотрудничества Куросавы с «Ассоциацией». После 1929 года она сдвинула свои приоритеты от творческих к политическим. Будущий режиссер, увлекшийся политической деятельностью, к живописи охладел. Постепенно его связи с деятелями пролетарской культуры сошли на нет. I i Средняя школа, где учился Куросава, разрушенная землетрясением. Куросава, вопреки воле отца работавший комментатором на сеансах немого кино, в то время занимал видное место в токийской интеллектуальной среде. Он неоднократно водил младшего брата в кино и познакомил его со многими хорошими фильмами. Но в 1933 году случилась трагедия: 27-лет-ний Хейго Куросава и его подруга совершили двойное самоубийство. После него осталась посмертная записка, где он утверждал, что достойный человек живет лишь до 30 лет, а существование после этого возрас-— уродливо и непристойно. Будущий режиссер, пораженный случившимся, три года прожил в родительском доме, прекратив занятия как искусством, так и революционной деятельностью. В 1936 году Куросава решил попробовать себя в кинематографе. Выдержав тяжелейший конкурс, он получил место помощника режиссера в компании «PCL». Так начался путь блистательного режиссера в кино.
|