39. Карл Великий, страница 12Жизнь и эпохаСобытия в РимеНовая столица В 789 году в капитулярии о церковных порядках Карл возвестил, что его долг — распространять слово Божие на земле. Расширяя владения Франкского королевства, он не уставал демонстрировать, что его государство основывается на заветах Иисуса Христа и отцов церкви. Во Франкском королевстве не было столицы в современном понимании. Местная правящая знать жила на больших расстояниях друг от друга, и в стране не существовало единого центра власти. Вернее, он перемещался по стране вместе с королем: из-за частых военных кампаний Карл не имел постоянной резиденции. Но к концу VIII века он все же остановил выбор на городе Ахене, расположенном на северо-западе нынешней Германии, неподалеку от бельгийской границы. Карл мечтал сделать франкскую столицу не уступающей величием Константинополю и тем самым доказать превосходство своего государства над Византией. ^ Эдикт, изданный Карлом в 799 году. Указ возвращал земли графу, обвиненному в измене, но сумевшему доказать свою невиновность. При этом, он, судя по всему, даже не намеревался соперничать с Римом, где обитал папа римский. Карл питал уважение к культуре «Вечного города», но на первом месте для него стояли родные германские традиции. Он стремился заложить начало новой христианской цивилизации, основанной на традиционной культуре франков. Усмирение саксов С покорением Видукинда борьба саксов за свободу не прекратилась, и этому весьма способствовали жестокие меры Карла Великого по их умиротворению. Казни, пытки, отрубание рук, выкалывание глаз были повседневной практикой франков, такими способами насаждавших веру Христову среди заблудших саксов. Чтобы на корню парализовать их волю, широко применялось за-ложничество: почти у каждой знатной саксонской семьи франки брали заложников, обычно юношей и девушек, которых в случае возникновения волнений частью казнили, частью обращали в рабов, отправляя в многочисленные королевские поместья. Со временем тактика заложничества была усовершенствована, превратившись в политику переселения целых селений из Саксонии во внутренние районы Франкской державы. Обычно их жителей использовали в качестве крепостных в королевских и монастырских владениях. Вместо них в Саксонию перемещались франки и другие лояльные власти народы. Они, получив конфискованные у саксов земли и заняв тем самым приви- I Кафедраж
|