46. Конфуций, страница 31

46. Конфуций, страница 31

Конфуций

ских ценностей. Приход к власти Чан Кайши сопровождался попыткой предать конфуцианство полному забвению.

В 1949 году в стране была провозглашена Китайская Народная Республика. В идеях коммуниста Мао Цзедуна можно заметить отчетливое влияние конфуцианства, что не помешало ему во время культурной революции объявить его «антинародным» учением.

С 1966 по 1976 год конфуцианство оказалось под полным запретом, и многим из тех, кого обвинили в следовании «реакционной философии», пришлось несладко. На храмы, посвященные Конфуцию, не раз совершались нападения, принесшие немало ущерба.

В конце 1970-х годов КНР начала достаточно быстро вводить в стране элементы рыночной экономики. Сегодня конфуцианство у себя на родине давно реабилитировано. Как и буддизм, его пытаются согласовать как с требованиями рынка, так и с маоистской

ж Храм Конфуция и окружающая его роща внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и служат местом

а туристов со всего мира.

▼ Статуя Конфуция в главном храме.

«Знать правду и не открывать ее миру — это называется трусостью»

идеологией. Конфуцинство остается учением, определяющим стиль жизни китайского общества и помогающим ему балансировать между древней традиционной культурой и современными реалиями. Оно обеспечивает связь между поколениями, благодаря чему в азиатских странах нет того вопиющего конфликта между поколениями, что составляет большую проблему западного общества. Многие видные азиатские деятели называют «Беседы и суждения» своей настольной книгой.

Интерес к наследию Конфуция сохраняется не только в Азии, но и во всем мире. В обозримом будущем забвение ему не грозит.