46. Конфуций, страница 30

46. Конфуций, страница 30

Итоги

^ Князь Сётоку, много сделавший для распространения конфуцианства в Японии.

Очередное переосмысление

В Китае конфуцианство очень тесно сплелось с государственностью. Из-за этого китайцы долгое время считали, что конфуцианство намного превосходит любую философскую или религиозную систему Запада и не воспринимали европейские взгляды и ценности.

Однако жизнь заставляла Китай искать пути к переменам. Одним из лидеров движения к модернизации стал Ку И, сравнивавший Конфуция с Иисусом Христом и утверждавшим, что учение Конфуция несет Китаю мир и благоденствие.

В начале XX века отношение китайцев к конфуцианству стало меняться. Некоторые интеллектуалы говорили о необходимости избавиться от него как от реакционной философии, мешающей прогрессу. Другие настаивали на переосмыслении конфуциан

По стране возникло множество конфуцианских школ и сект, а во времена государства Юань (XIII—XIV века) все потомки Конфуция были включены в число знати. Позднее, при сдаче экзаменов на государственные посты, чиновники-соискатели должны были продемонстрировать хорошее знание заповедей конфуцианства.

Так учение Конфуция превратилось в официальную идеологию, так что его принципы легли в основу последующего развития культуры Китая, став одной из неотъемлемых частей китайской государственности.

В Японию

Поскольку Китай оказывал огромное влияние на всю Восточную Азию, неудивительно, что конфуцианство распространилось в соседних странах — в Корее, Японии и Сингапуре.

В Японию конфуцианство впервые попало в VI веке из Кореи и развивалось там наряду с буддизмом. Позднее Япония заимствовала у Китая систему государственного устройства, что способствовало росту влияния учения Конфуция на японское общество.

Но оно не могло соперничать с буддизмом и изучалось монахами и знатью только как философский предмет. В XVII веке при сё-гунате Токугава наследие Конфуция начали преподавать не только воинам и монахам, но и простолюдинам.

▼ Конфуцианский храм Юсима в Японии.

Демонстрация хунвейбинов в Шанхае.

Сегодняшнее мировоззрение среднего японца представляет собой сочетание буддизма, синтоизма, конфуцианства и западных ценностей.