46. Конфуций, страница 27

46. Конфуций, страница 27

Конфуций

Критик конфуцианства

Лу Синь (1881—1936)

В начале XX века многие китайцы пришли к выводу, что конфуцианство мешает стране двигаться к модернизации. В 1918 году писатель Лу Синь в книге «Дневник сумасшедшего» выступил с критикой конфуцианства, исследуя, каким образом эта философская и религиозная система, извращенная за многие века, уродует жизнь китайцев.

Лу Синь — настоящее имя Чжоу Шужэнь — родился в 1881 году. Несмотря на жизненные трудности — тюремное заключение деда, раннюю смерть отца, — молодой человек усердно учился и в 1902 году, получив государственную стипендию, отправился в Японию изучать медицину.

Вернувшись на родину в 1909 году, Лу Синь стал учителем, позже поступил в Пекинский университет и принял участие в Синьхайской революции 1911—1913 годов, приведшей к свержению монархии. Революционные преобразования не принесли желаемых социальных изменений, но активизировали культурное развитие страны.

После выхода «Дневника сумасшедшего» Лу Синь в 1921 году выпустил свою главную книгу — «Подлинная история А-Кью». А-Кью — собирательный образ простых людей, живущих под гнетом конфуцианских норм; их отчаянное стремление следовать учению описано в ироническом стиле, но при этом повествование наполнено трагизмом.

При этом Лу Синь не отвергал одним махом все китайские традиции. В его художественных и публицистических произведениях чувствуется глубокая любовь к истории страны, ее обычаям и народу.

«Собачий сёгун»

Цунаёси Токугава (1646 —1709)

Цунаёси, пятый сёгун из династии Токугава, родился в 1646 году. Его отец Иэмицу Токугава скончался, когда мальчику было всего шесть лет. По преданию, он часто повторял жене Кейсоин: «Этот ребенок умен. Если он будет следовать учению Конфуция, это пойдет ему на пользу». С раннего детства Цунаёси старательно изучал конфуцианские трактаты.

В 1680 году после смерти старшего брата, четвертого сёгуна Иэцуна Токугава, Цунаёси унаследовал престол. Первым делом новый сёгун удалил от себя советников, злоупотреблявших своим положением при прежнем правителе. Цунаёси Токугава сразу проявил себя ревностным приверженцем заповедей Учителя Куна и даже заставлял своих чиновников штудировать «Беседы и суждения». Сёгун доходил в своем следовании конфуцианству до крайностей, подчас анекдотических.

Проявляя «сострадание», Цунаёси Токугава издал указы, запрещавшие вредить всем живым существам — прежде всего собакам. Прогоняя собак с полей, крестьяне должны были ласково их увещевать, обращаясь к ним «господин» или «госпожа», но ни в коем случае не кричать или проявлять по отношению к «братьям меньшим» насилие — под угрозой наказания палками. Бездомных собак по его приказу собирали в специальный приют, где служащие должны были «развлекать» их и... наставлять в конфуцианстве. Своей «добротой» Цунаёси Токугава заработал в народе прозвище «собачий сёгун».

Впрочем, «собачий сёгун» оставил о себе и хорошую память. При Иэясу, первом сёгуне из династии Токугава, ученый Хаяси Радзан построил Академию Сохэй-ко с целью распространения философии Конфуция, а Цунаёси Токугава в 1690 году приказал перенести ее в Юсиму, на территории современного Токио, где построил для нее храмовый комплекс Юсима Сэйдо, ставший одним из крупнейших центров распространения конфуцианства. В 1709 году сёгун скончался от оспы, ч_/

ЕШ