46. Конфуций, страница 26Исторические параллели /-\ Ученик Конфуция Цзы-лу (ум. в 481 до н. э.) Принято считать, что у Конфуция было 70 ближайших учеников, сопровождавших его во всех его странствиях. Читая «Беседы и суждения», можно насчитать как минимум 20 ближайших последователей. В их числе — Цзы-лу, любитель поспорить. Цзы-лу происходил из незнатной луской семьи и был всего на девять лет моложе Учителя. Он рано ушел из родного дома на поиски приключений, взяв меч и украсив головной убор петушиными перьями. Он решил поспорить с известным мудрецом и явился в дом Конфуция, размахивая оружием и ругаясь. «Благородные мужи древности... обороняли себя человечностью... Оттого они и не нуждались в мечах, — осадил его Учитель Кун. — Не следует ли к твоим способностям добавить еще и знания?» — «В южных горах растет бамбук, который сам по себе прям, и стрелы, изготовленные из него, пробивают даже панцирь из носорожьей кожи», — возразил было Цзы-лу. Но Конфуций ответил: «Приладь к стреле оперение, надень на нее железный наконечник, и разве не войдет она еще глубже?» По легенде, Цзы-лу тогда стал одним из десяти самых верных учеников Конфуция и служил ему около 40 лет. В год, когда Учитель умер, Цзы-лу вернулся на родину и получил должность у правителя Вэй, но в 481 году до н. э. погиб во время междоусобицы. Собственного трактата он не составил, но легенда утверждает, что последними словами Цзы-лу стало: «Жизнь благородного мужа может подойти к концу, но его слава — нет». Отец китайской истории Сыма Цянь (145 или 135 — ок. 86 до н. э.) Сыма Цяня называют отцом китайской истории. Его отец Сыма Тань служил при дворе правителя У в период ранней империи Хань; одной из его обязанностей было наблюдение за календарем, то есть определение времени празднеств. С ранних лет отец заставлял Сыма Цяня штудировать древние трактаты. Сам Сыма Тань хотел составить историческую летопись, но умер, не успев закончить работу. Он завещал сыну довести до конца его труд. Около 108 года до н. э. Сыма Цянь, занимавший высокий пост при дворе, стал одним из смотрителей за календарем и участвовал в его реформировании. Он имел доступ ко всем архивам императорского двора, благодаря чему принялся за внушительную летопись истории Китая от легендарных времен до современных ученому событий. В 98 году до н. э. Сыма Цянь рискнул выступить в защиту военачальников Ли Лина и Ли Гуанли, которым вменили в вину неудачный поход против северного народа хунну. Император, выступавший на суде обвинителем, разгневался на историка и приговорил его к смерти, откупиться от которой можно было либо огромной денежной суммой, либо кастрацией. Сыма Цяню пришлось претерпеть позорное наказание, поскольку его связывало обещание, данное отцу. Он посвятил все силы работе над книгой, получившей название «Ши цзи», — «Исторические записки». Труд, на составление которого ушло около двадцати лет, охватывал 2-тысячелетний период и состоял из 130 глав. «Записки» Сыма Цяня — это не только ценнейший исторический источник, но и великолепный образец древнекитайской литературы. Они делятся на пять частей: «Основные записи», «Хронология», «Биографии аристократов и чиновников», «Биографии выдающихся людей» и «Заметки», посвященные церемониям, вопросам календаря и тому подобное. Упоминания о Конфуции содержатся в «Биографиях выдающихся людей»; при этом общий тон сочинения, особенно в послесловии-автобиографии, показывает, насколько глубокое влияние оказала философия Учителя Куна на историка. |