46. Конфуций, страница 24

46. Конфуций, страница 24

Исторические параллели

Конфуций в мире людей

Конфуций, отвергнутый собственной родиной, многие годы странствовал по Китаю, распространяя там свои идеи. После его смерти этим занялись его ученики: одни стали учеными-книжниками, другие пытались осуществить заветы Учителя на государственной службе.

Родоначальник даосизма

Лао-цзы (VI—V века до н. э.)

О философе Лао-цзы, легендарном основателе даосизма, достоверно известно немногое. Его жизнь окутана множеством мифов, возникших еще во времена раннего даосизма. Один из их гласит: мать вынашивала Лао-цзы несколько десятилетий, и он родился стариком, то есть мудрецом. Отсюда и его имя, означающее «старый ребенок». Согласно версии Сыма Цяня, Лао-цзы, родившийся в царстве Чу, служил хранителем библиотеки правителя Чжоу. Когда уже в почтенном возрасте он задумал покинуть страну, начальник пограничной службы по приказу государя попросил старца оставить запись его учения. Так появился трактат «Дао дэ цзин» — «Книга Пути и благодати». Как сказано в «Исторических записках», «после этого он ушел, и никто не знает о его дальнейшей судьбе». Эпизод встречи Конфуция и Лао-цзы, описанный там же, возможно, представляет собой более позднюю вставку. Бытует и версия, согласно которой Конфуций был учеником Лао-цзы, а кое-кто даже берется утверждать, что Учитель Кун и Старый Ребенок — одно и то же лицо. Так или иначе, их системы взглядов определили дальнейшее развитие философской мысли в Китае.

Последователи конфуцианства и даосизма (в него позднее влились элементы буддизма) стали идейными соперниками. Даосы превратили рассказ о встрече двух мудрецов в анекдот, где Конфуций выглядит ограниченным сторонником косных ритуалов и приходит в ужас от свободолюбивых речей «индивидуалиста» Лао-цзы. Но не стоит забывать, что знаменитая фраза Учителя Куна — «Сегодня я повстречался с драконом!» — не несет для китайца негативную оценку, поскольку в китайской мифологии дракон — существо благое и мудрое, хотя и опасное.