46. Конфуций, страница 22

46. Конфуций, страница 22

Выдающиеся события

Надпись в конфуцианском храме: «Конфуций учит нас вечному>:

ни, а предлагает направление, над которым надо размышлять, истолковывая его сообразно ситуации.

Человечность

Помимо «благородного мужа», ключевыми понятиями «Бесед и суждений» являются принципы добродетели, ритуала, справедливости, мудрости, доброго намерения и человечности. Последнее занимает в тексте центральное место. Из 492 главок «Бесед и суждений» 58 так или иначе касаются человечности.

Какой смысл вкладывал в это слово Конфуций? Известно, что, когда ученики спрашивали его об этом, он отвечал не одинаково. К примеру, Янь Юаню мудрец сказал, что человечность значит «быть кротким по отношению к другим», а другой ученик узнал, что «следует делать другим то, что ты желаешь себе». Конфуций верил: «Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, попадает в беду». Поэтому он давал разные ответы на один и тот же вопрос, помогая таким образом слушателю найти свою дорогу к Праведному пути.

По большому счету, следование всем вышеуказанным понятиям, связанным друг с другом и образующим единую систему, и формирует Праведный путь.

Конфуций никогда не стремился к богатству: «Ученый, взыскующий Пути и при этом стыдящийся своей ветхой одежды и грубой пищи! Я не знаю, о чем тут и говорить...» При этом он не отрицал материальных средств как таковых, но считал необходимым при их распределении руководствоваться тем же принципом человечности: «Благородный муж помогает

Конфуций в окружении десяти любимых учеников.

нуждающимся, но не обогащает богатых!» Известен такой эпизод: Конфуций назначил собственному управляющему очень большое жалованье, а когда тот отказался его принять, посоветовал ему согласиться, но раздать часть бедным.

Не стоит забывать, что, несмотря на кажущуюся простоту, каждый принцип Конфуция представляет собой сложную понятийную систему. Даже их перевод на европейские языки является очень условным: традиционная культура Древнего Китая не укладывается в рамки западного мышления. Но при этом даже человек, бесконечно далекий от тонкостей китайской философии, может немало почерпнуть для себя, познакомившись с «Беседами и суждениями».

Во время культурной революции (1966—1976) Конфуций был заклеймен как реакционер.