46. Конфуций, страница 20

46. Конфуций, страница 20

Выдающиеся события

Афоризмы Конфуция

Книга «Беседы и суждения», созданная учениками Конфуция, стоит в одном ряду с лучшими сочинениями античных философов. Она написана простым языком, поэтому не надо быть глубоким знатоком китайской философии, чтобы понять этот текст.

► Свиток эпохи Мин. На нем изображены сюжеты из жизни Конфуция и двадцати его учеников.

Кто создал книгу?

Книга, рассказывающая о жизни и мировоззрении Учителя Куна, состоит из 20 глав. Название каждой из них — первые два слова в последующем тексте. Таким образом, по заголовку нельзя точно понять, о чем пойдет речь в разделе, что создает впечатление хаотичности выбора тем.

Работа представляет собой собрание заметок и изречений, записанных учениками Конфуция. Один из них даже сообщает, как был одет учитель в тот или иной день. Со времени составления книга почти не претерпела изменений. Но кто собрал воедино эти записи?

Поскольку они содержат по большей части изречения, высказанные Конфуцием во время странствий, возможным составителем кни-

▼ Мо-цзы (V век до н. э.) — философ, посвятивший свою жизнь воплощению идеалов Конфуция и распространению его учения.

ги считают Янь Юаня. В те годы он был молод, и Конфуций возлагал на него большие надежды.

Очевидно, что не последнюю роль сыграл и Цзы-гун. Янь Юань и Цзы-лу скончались раньше Конфуция, так что книгу завершил и отредактировал именно Цзы-гун. После смерти учителя многие из его учеников носили траур по нему три года, Цзы-гун же — шесть лет.

Облик Учителя

По большому счету нельзя быть уверенным в том, что хоть одно слово в «Беседах и суждениях» принадлежит Конфуцию. Но нет оснований и отрицать это. Ученики старались записывать во всех подробностях, как проходил день философа, чтобы на простых примерах показать, что его повседневная жизнь была неотделима от его учения. Взять, например, такую запись: «Когда у него сгорела конюшня, Учитель спросил: "Никто не пострадал?" О лошадях не спросил».

В своих привычках Конфуций избегал излишней роскоши и неумеренности. Всю свою жизнь он подчинял «ритуалу»: для китайца это означает следование благородному порядку, делающему жизнь человека созвучной воле Неба, то есть мировой гармонии. Вот каким, к примеру, было его отношение к еде: «Он не ел пищу, изменившую свой цвет, и пищу, источавшую дурной запах... не ел плохо приготовленную пищу и никогда не вкушал в неурочное время... не ел больше, чем следовало. Даже если его пища состояла из неочищенного риса и овощной похлебки, он обязательно со всей почтительностью подносил часть ее предкам... Только в питии вина он не имел твердых правил, однако же никогда не бывал пьян».