46. Конфуций, страница 23

46. Конфуций, страница 23

Конфуций

КОНФУЦИЙ О ВЕРНОСТИ

▼ Токийский храм Юсима Сейдо, построенный в XVII веке.

Одним из ключевых понятий в учении Конфуция является «верность». Синонимичное словам «долг» и «почтительность», это простое и вместе с тем многозначное понятие касается отношений между друзьями и между подданными и их правителем. Но начинается все с верности старшим: «Почтительность к родителям и уважение к старшим братьям — вот основа человечности в этой жизни».

Конфуций много рассуждает о верности нижестоящего вышестоящему. В Древнем Китае, как и в любом традиционном обществе, общественная иерархия означала мировой порядок, необходимый для функционирования общества. Вне его человек себя и не мыслил. Верховный правитель являлся выразителем высшей воли и храни

телем общественной целостности. Стоит отметить, что согласно мировоззрению древних китайцев, хотя монарх есть человек исключительный («Единственный», как его называли), сместить правителя, если он занял престол незаконно или его политика явно вредна для страны, — дело благородное. Конфуций при всей своей почтительности к власти подчеркивал, что он соблюдает верность не личности правителя, а именно высшей справедливости, носителем которой должен быть государь. Оттого он и давал правителям советы, надеясь помочь им вести народ по Праведному пути и тем самым осуществлять волю Неба. Именно из-за этого правители — живые люди, не лишенные слабостей, — предпочитали не связываться с Конфуцием.

В японском городе Эдо в XVIII веке существовало 800 школ, где изучалось конфуцианство.