46. Конфуций, страница 29Конфуций ственным, учитывая состояние современного им общества. Последователи Конфуция говорили о необходимости «возвращения к славным временам Чжоу». В эпоху постоянных междоусобиц все больше и больше людей обращались к философии Учителя Куна. Но когда в III веке до н. э. сложилась империя Цинь, все изменилось. Опасаясь, что конфуцианство станет «подрывной идеологией», простолюдинам запретили держать у себя конфуцианские книги. В 212 году до н. э. император Цинь Шихуанди казнил 460 ученых-конфуцианцев, живьем закопав их в землю. Распространение учения на некоторое время приостановилось. Через десять лет, после прихода к власти династии Хань, новый император Лю-Бан для укрепления своего положения решил опереться на учение Конфуция. Одна из конфуцианских сект начала почитать Учителя как бога, и император посчитал, что в таком виде учение наилучшим образом послужит его целям. Так Конфуций получил статус божества, а его этическое учение превратилось в религию. < Главный вход храма Конфуция. На колоннах изображены драконы, которые обычно имелись лишь в храмах, посвященных императорам. Стена Лу на территории храма Конфуция. В эпоху Цинь последователи Учителя тайно написали на ней его изречения, стремясь сохранить их для потомков. Обнаружены записи были позже — в период Хань. ЕШ * Чтобы «очистить» страну от инакомыслящих, император Цинь Шихуанди провел массовую расправу над конфуцианцами. |