48. Сократ, страница 11

48. Сократ, страница 11
Сократ

i

Алкивиад был учеником Сократа. Этот юноша, спасенный Сократом в битве при Потидее, славился своей красотой.

РАБСТВО НА РОД

Общеизвестно, что Древняя Греция была родиной демократии. Однако не все знают о том, что у каждого гражданина Афин был, как правило, хотя бы один раб, и никто не усматривал в этом нарушения нравственных норм. Этот факт омрачает славу античной Греции как законодательницы гражданских свобод.

А как относился к этому явлению Сократ? По воспоминаниям современников, он однажды уговорил своих богатых друзей купить раба Федона из Эллиса и освободить его. Федон был философом, попавшим в плен во время войны между Спартой и Эллисом. Сократ был с ним в дружеских отношени-

НЕ ДЕМОКРАТИИ

ях и поэтому не пожалел усилий для его спасения. Имя Федона впоследствии было вынесено в заглавие одного из диалогов Платона. Этот случай позволяет говорить о том, что Сократ не одобрял рабство как общественное явление, по крайней мере по отношению к тем, кого он считал достойными свободы.

^ В античной Греции любовь между мужчиной средних лет и юношей не считалась чем-то предосудительным.

мечательная внешность и необычное поведение не остались незамеченными. Сохранилось заключение физиономиста Зопира, который назвал Сократа «брюзгой и вспыльчивым человеком»: «Он (Сократ) ограничен в знаниях и склонен к удовлетворению своих страстей».

Знавшие Сократа люди потешались, услышав реплику Зопира, — сказать такое был способен только человек, совершенно не понимавший характера Сократа. Сам же Сократ, решивший, что смеются над ним, безо всякой злобы ответил: «Да, я именно таков. Однако с помощью логоса я умею контролировать свои чувства».

< Сократ неизменно привлекал внимание своим необычным внешним видом. Он всегда расхаживал по городу босиком, в одной накидке.

ное впечатление на Сократа, но со временем он понял, что некоторые аспекты этого философского заключения далеки от совершенства. Анаксагор считал, что холодный туман и теплый эфир образовали семена жизни, которые проросли, смешавшись с воздухом и светом. Он убедил в этом многих натурфилософов, но Сократ не мог согласиться с этой теорией происхождения вещей. Ее слабость, как он считал, заключалась в том, что Анаксагор не прояснил механизм управления всеми вещами. В результате Сократ начал терять уважение к своему учителю и поклялся себе продолжать поиск ответа на волновавший его вопрос, но уже не в натурфилософии. Переключившись с изучения естественных наук на изучение логоса (мирового разума), он направил свои усилия на исследование / S

человечества.

Сократ начал с того, что принялся анализировать взаимосвязи между людьми. Приходя на агору, он пытался привлечь внимание прохожих, призывая их вступить с ним в философскую беседу. Его при-