48. Сократ, страница 18

48. Сократ, страница 18
Жизнь и эпоха

ii

Свобода духа карается смертью

Суд над совестью

Из-за верности своим убеждениям и принципам Сократу приходилось смотреть смерти в лицо. Когда афиняне разбили спартанцев в морской битве при Аргинусских островах в ходе Пелопоннесской войны, более 4000 человек погибли, и виновниками их смерти объявили полководцев. Только Сократ, который был членом городского совета, настаивал на том, что они невиновны. За это философ сам мог быть арестован и казнен, но он не пошел на сделку со своей совестью и не предал своих убеждений только ради того, чтобы обезопасить себя.

В 404 году до н. э., когда Сократу было 65 лет, Спарта нанесла Афинам ответный удар. Город, осажденный с суши и с моря, капитулировал. В Афинах был установлен олигархический режим так называемых тридцати тиранов. Однажды Сократ и еще четверо граждан были вызваны в правительство тридцати тиранов. Им приказали публично выдвинуть предложение казнить одного из влиятельных демократов. Сократ наотрез отказался и отправился домой. Антагонизм между Сократом и тридцатью тиранами ста

новился все серьезнее. Философ приобрел репутацию мятежника.

Правители-диктаторы резко ограничили свободы афинских граждан. Участие в судебных органах и право голоса оказались под запретом. Вся власть в Афинах сосредоточилась в руках небольшой кучки людей — новой элиты. В этих условиях Сократ оставался последовательным противником власти тридцати тиранов.

Когда Сократу было уже семьдесят лет, его официально обвинили в безбожии и растлении молодежи с требованием судить, как преступника. Причины, по которым появились эти обвинения, лежали на поверхности. Сократ был уважаемым и мудрым человеком и вызывал острое чувство зависти у недалеких и циничных людей. В то время приговоры выносились решением присяжных. Во время суда над Сократом пятьсот граждан — ставленников тридцати тиранов — должны были определить, виновен Сократ или нет. Хотя Сократ искусно защищался на суде, его все же признали виновным и приговорили к смерти.

Хронология

ПЛАТОН О СОКРАТЕ

Гравюра на дереве XIX века. Платон был потрясен смертью Сократа; если раньше он мечтал о лаврах политика, то после смерти Сократа решил стать философом.

► Диалог Платона «Пир», французское издание XVIII века.

Сам Сократ не создал ни одного философского текста, поэтому, чтобы узнать о его личности и взглядах, мы должны обратиться к книгам, написанным его учениками и современниками. Самым известным из них является Платон. Большую часть литературного наследия Платона составляют диалоги Сократа — книги, написанные в форме диалогов или дискуссий между Сократом и его учениками. Эти произведения следует считать не историческими, а драматургическими или философскими сочинениями, в которых сведения о Сократе не являются документально точными с исторической точки зрения.

Сочинения Платона традиционно делят на три большие группы: «сократовские диалоги», написанные с 399 по 387 год до н. э., «средние» диалоги, написанные с 387 по 361 год до н. э., после основания им Ака

399 год до н. э.

«Апология Сократа», «Хармид», «Критон», «Ион», «Гиппий Меньший», «Протагор», «Эвтифрон», «Горгий» и другие

386 год до н. э.

«Федон», «Пир», «Государство», «Теэтет» и другие

365 год до н. э.

«Софист», «Законы», «Политик», «Критий», «Филеб» и другие

демии в Афинах, и «поздние» диалоги, написанные в период с 361 года до н. э. и до последнего дня жизни Платона, умершего в 347 году до н. э.

Ранние сочинения, содержащие сведения о последних днях Сократа, включают в себя диалоги «Эвтифрон», «Апология Сократа» и «Кри-тон». «Эвтифрон» — это воображаемый диалог между Сократом и Эв-тифроном о благочестии. «Апология» представляет собой оправдательную речь Сократа. «Критон» — произведение, в котором Сократ говорит о том, что должен принять смертный приговор, который может показаться несправедливым и ему, и его ученикам. «Федон» — диалог, передающий мысли Сократа о смерти и смысле жизни, высказанные им перед принятием чаши с ядом.

К числу наиболее известных «средних» диалогов относятся «Пир» и «Федр». «Пир» посвящен теме любви; тему «Федра» обозначает второе название этого сочинения — «О красоте». В поздних диалогах четко прослеживаются два других направления: проблема познания — в диалоге «Софист» и проблема политических воззрений — в диалоге «Законы».