48. Сократ, страница 21

48. Сократ, страница 21
Socrate

< Платон, изложивший мысли Сократа в своих многочисленных книгах.

Натурфилософия основана на логике и пытается понять природу вещей с помощью разума. Идеи Фалеса развивали в дальнейшем многие мыслители, в том числе Анак-симандр (610—547/540 до н. э.). В астрономии он описал механику перемещения небесных тел относительно Земли. В физике постулировал, что Источником всех вещей является неопределенное, бесконечное и беспредельное первовещество — апейрон. В области географии ему принадлежит слава составителя карты мира. То, что Анакси-мандр считал источником Вселенной физические, а не сверхъестественные силы, дает возможность считать его первым истинным ученым. Анаксимен (585—525 до н. э.) утверждал, что воздух разнообразен по составу и в той или иной мере присутствует повсюду. Тесная связь воздуха с феноменами жизни и роста делает его источником всего сущего (архе). Наконец, был Эмпедокл, который выделил четыре основных элемента, из которых состоит весь мир: это огонь, воздух, вода и земля.

Пифагор (ок. 580—497 до н. э.), создавший свою знаменитую теорему, также жил в период расцвета натурфилософии. Он считал, что источником всех вещей являются числа. У Пифагора было много учеников, которых он собрал в своеобразное братство. Обучение было основано на религиозных учениях Пифагора, а само братство оставалось тайной и закрытой организацией.

«Я знаю только то, что ничего не знаю»

Великий труженик

Не будет преувеличением сказать, что Сократ был самой значительной фигурой в греческой философии. Историю философии обычно разделяют на две части — до и после Сократа, поскольку именно он трансформировал натурфилософию в изучение природы человека.

Сократ родился в период расцвета натурфилософии и сам увлекался этой наукой. Осознав ограниченность натурфилософии, он начал искать свой путь познания истины.

В то время в Афинах было много профессиональных учителей, так называемых софистов. Они обучали людей умению побеждать в спорах. Однако большинство софистов не давали своим ученикам глубоких знаний; более того, даже сами софисты мало что знали о природе вещей. С критикой софистики и софистов выступали Сократ, Платон и Аристотель. Они считали, что если софисты будут продолжать свою деятельность, это создаст в будущем опасность для существования их родины. Сократ часто повторял истину, к которой он пришел: «Я знаю только то, что ничего не знаю», — и хотел, чтобы люди тоже поняли это. Он был убежден, что осознание людьми собственного невежества пойдет на пользу Афинам.

«Осознание невежества», которое проповедовал Сократ, должно было доказать ограниченность человеческих знаний даже тем людям, которые мнили себя мудрецами. Кроме того, он считал, что если люди осознают свое невежество, то будут понимать, что могут преодолеть его; они полюбят знание. Любя знание и стремясь к нему, люди станут нравственными. Сократ верил,

Согласно теории Платона, истина является только «идеей», а реальный мир есть отражение этой идеи. Эта картина описывает идею Платона. Под землей в пещерах находятся люди, принадлежащие к реальному миру. На поверхности земли в ярком свете — философы. Лошади и люди, которых видят и считают реальными люди, на самом деле лишь тени на стене. Платон считал, что обязанность философов — вывести к свету погребенных под землей людей.

ЕВ