48. Сократ, страница 22

48. Сократ, страница 22

i

Выдающиеся события

что нравственность есть способность различать добро и зло и понимать жизнь. То есть, в сущности, это путь к добродетели.

Чтобы применить учение Сократа на практике, тот, кто хочет понять, что такое любовь, должен наполнить любовью всю свою жизнь. Чтобы постичь красоту, человек должен сам стать красивым. Сократ понимал, что причина, по которой человек стремится к знаниям, очень важна. Философ задавал людям вопросы, имеющие отношение к тому, «как жить и какова природа человека».

^ Картина XIX века. Ученики Пифагора слушают своего учителя на рассвете. Пифагор был на пути к основанию культовой религии. Его ученики проходили «аскетическое обучение», они не употребляли в пищу мясо и привыкали хранить молчание.

После Сократа

Сократ не был способен дать людям «реальное знание», поскольку, по его же словам, считал, что сам ничего не знает. Вначале он пытался заставить людей понять, что они тоже ничего не знают. Затем он убеждал людей размышлять о природе с помощью диалогического метода. Он сравнивал искусство диалога с мастерством повитухи. Повитуха помогает беременной женщине родить ребенка; процесс, благодаря которому ребенок приходит в мир и становится частью этого мира, протекает болезненно и сложно. Сократ верил, что его призвание — помочь человеку открыть истину в своей душе через диалог с ним. Истина существует внутри человека, как ребенок существует в теле матери. Метод Сократа включает в себя серию вопросов, приводящих собеседника к осознанию таящейся внутри него истины. Пови

туха только помогает матери при родах — то же самое делал и Сократ, помогая человеку самому раскрыть истину в себе. Доводя эту ассоциацию до логического завершения, философ подчеркивал, что мать сама рожает ребенка, точно так же, как собеседник Сократа должен сам прийти к осознанию истины. Вот почему метод Сократа иногда называют еще «повивальным» методом. Сократ побуждал человека к «рождению» самостоятельных ответов на возникающие у него вопросы.

Ученик Сократа, Платон, развил эту теорию, что привело его к созданию концепции «идеи» для понимания природы форм. «Идея» есть идеал и совершенная форма материи. В мире идей все вещи, знания, доброта и добродетели существуют в совершенной форме. В книге «Государство» Платон вводит метафору пещеры. Находящиеся в ней люди видят только тени событий, движущиеся на противоположной входу стене, но не сами события. Мир — пещера, говорит философ. Солнце — источник света. Наш Мир — отражение мира идей.

Аристотель, в свою очередь, выступал против платоновской «идеи». В противовес Платону, утверждавшему, что истинная природа вещей существует только в мире идей, Аристотель предположил, что природа вещей существует в реальном мире и ее можно видеть и осязать. В теории Аристотеля часто встречается термин «эйдос», что означает «природа существования», или, проще говоря, нечто, что можно увидеть. Например, стоящий перед вами дом построен из дерева. Вы видите только древесину, но на основании ее конфигурации делаете вывод, что перед вами дом. В этом случае древесина — это «гиле» (материал) и дом (форма и функция), в которой материя становится «эйдосом». Все вещи состоят из «гиле» и «эйдоса».

Так, то развивая идеи предшественников, то споря с ними, греческие философы начали с натурфилософии Фалеса и пришли к философии Аристотеля. За 250 лет философия проделала огромный путь, постепенно совершенствуясь.