48. Сократ, страница 26Исторические параллелиПреклоняющийся перед числом Пифагор (ок. 580— 497 до н. э.) Не многим известно, что Пифагор — создатель знаменитой теоремы — был основателем тайной религиозной организации и первым использовал музыку как лекарство. Пифагор изучал философию на Самосе, однако в возрасте 30 лет бежал с острова, спасаясь от режима тирании, который установился при Поликрате. После этого он почти тридцать лет странствовал по свету, изучая различные учения и религии. В возрасте 60 лет Пифагор осел в Южной Италии и основал культовую организацию, известную как пифагорейское братство. Его вера в то, что числа являются абсолютной истиной, оказала сильное влияние на развитие математики, обогатившейся теоремой Пифагора и открытыми им иррациональными числами. Пифагор серьезно интересовался музыкой, и потому его ученики были не только математиками, но и музыкантами. Пифагор считал, что причины всех болезней коренятся в поврежденной душе, а для исправления и лечения чувств можно использовать музыку. Эта идея положила начало музыкальной терапии — лечению звуками. Идеи Пифагора оказали сильное влияние на последующие поколения философов, в том числе на Сократа и Платона. Платон развил теорию «идеи», в которой философия его наставника, Сократа, сочетается с пифагоровой концепцией гармонии. Когда Пифагору было около 90 лет, его братство подверглось гонениям, и он бежал в Метапонт — маленький город на побережье Ионийского моря, где и умер. Гонения на пифагорейское братство продолжались, и вскоре оно вынуждено было уйти в подполье. Не желающий познать себя Тацушико Шибусава (1928—1987) Как-то один японец восстал против античного философа, жившего 2400 лет тому назад. Это был знаток французской литературы Тацушико Шибусава. Он развенчал Сократа и его философию в своей книге «Философия эпикурейства». Шибусава критиковал один из главных принципов Сократа («Познай самого себя»), объявив его верхом абсурда, и рисовал Сократа старым хитрым лисом с выпученными глазами, лысой головой и огромным животом. Автор полностью противопоставлял себя «упрямому всезнайке Сократу», говоря, что «заявлять всему миру, что любой не познавший себя человек глуп, — это призывать к осторожности и трусости». Шибусава утверждал, что призыв к осознанию собственного невежества на самом деле сдерживает интеллектуальное развитие человека, ограничивая его в поисках приложения своих сил. Тацушико Шибусава родился в Токио в 1928 году. Окончил отделение французской литературы Токийского университета и посвятил себя изучению сюрреализма. В 1954 году состоялся дебют Шибусавы в литературе как переводчика сочинения Жана Кокто. Шибусава очень любил и много переводил маркиза де Сада до тех пор, пока в 1960 году его перевод книги «Порок и добродетель» не обернулся скандалом и публикация книги не была запрещена. Девять лет его имя было предано забвению. Олицетворявший крайний утопизм и эпикурейство, Шибусава был популярен в молодежной среде. Его перу принадлежат несколько романов — таких, как «История Каракузы» и «Путешествия принца Такаоки». Он умер в 1987 году в возрасте 59 лет, прожив на 10 лет меньше, чем Сократ. |