48. Сократ, страница 29Сократ«Когда мы не обращаем внимания на житейские невзгоды, то становимся счастливыми, и страх уходит сам по себе» мали и не принимали. Следовало дать ответ на самые сложные вопросы. Так, люди, привыкшие к многобожию, с трудом воспринимали идею единства Бога. Конфликт возникал оттого, что было неясно, следовать ли «логичным и универсальным аспектам греческой философии» или принять «противоречащую здравому смыслу религию». В борьбу вступили две философские школы — гностицизм, отрицавший религиозную веру как неспособную доказать существование Бога, и учение Тертуллиа-на (160—220), который утверждал, что в Бога необходимо верить потому, что мы не можем доказать, что Его не существует. Этот конфликт, растянувшийся на долгие годы, задумал разрешить Августин Аврелий (354—430), или Августин Блаженный. Он сделал попытку объединить доктрины неоплатонизма и христианства. i В средневековой Европе античные учения были преданы забвению. Однако стоики сумели совместить древнегреческую философию с христианством по Августину. Великим философом-стоиком был Фома Аквинский. Августин Аврелий пытался слить воедино христианство и античную греческую философию. ла понятие «стоик». Стоицизм проповедовал смирение и покой, которых можно достичь, живя в полном согласии с природой. Зенон говорил, что «человек покоряет мир, покоряя себя». Диоген Синопский (ок. 412—323 до н. э.) основал школу киников (отсюда позже произошел термин «цинизм»). Ее суть — призыв жить без дома, гражданства, национальности, полностью слившись с природой. В его учении лежат и философские корни космополитизма, объединяющего всех людей в единую общность. Когда Диогена спрашивали, откуда он родом, он отвечал: «Я гражданин мира». Эпикур (341—270 до н. э.) учил не думать о невзгодах реальной жизни, чтобы быть по-настоящему счастливым. В тот же период возник неоплатонизм Плотина, основанный на синтезе платоновского учения об «идее» и элементов восточной философии. Различные философские школы объединяла вера в то, что счастье приходит не извне, а в результате достижения состояния мира с самим собой. Все они отвечали чаяниям греков, живших во времена нестабильности, как бы уравновешивая «внешний» беспорядок «внутренним» миром. Философия и христианство В сравнении с блистательной эрой древнегреческой философии, начавшейся с Фалеса и продолжавшейся до Аристотеля, позднеан-тичная философия не выглядела столь же яркой. Это во многом объясняется невероятным хаосом, который царил тогда на исторической сцене. Люди, ища точку опоры в неустойчивом мире, спрашивали себя: «Если Бог существует, то где Он?» В IV веке государственной религией в Римской империи стало христианство. Тому предшествовал трагические века, когда новая религия была гонимой и осмеянной. Ее не пони- ЕШ |