48. Сократ, страница 30

48. Сократ, страница 30
Итоги

Августин Блаженный, как правило, защищал христианское учение, выступая в публичных дискуссиях.

Августин заложил фундамент средневековой теологии, основанной на доктрине Святой Троицы, которая была принята Первым Никей-ским собором в 325 году. Сочинение Августина «О Святой Троице» является одной из выдающихся теологических работ всех времен. На протяжении IX—XIV веков на базе теорий Августина развивалась схоластика. Слово «схоластика» происходит от греческого «школьный», поскольку схоластическое богословие было распространено главным образом в университетах и монастырских училищах.

Проблема универсалий

В своем движении схоластика столкнулась с проблемой, вызвавшей длительные споры вокруг вопроса о том, почему грех Адама и Евы стал первородным грехом для всего человечества. Видный схоласт Ансельм Кентер-берийский (1033—1109) утверждал, что человеческий грех изначально существует как универсальная категория, следовательно, он присущ каждому человеку.

Росцелин (1050 — ок.1120), французский философ и теолог, заявлял, что «бытие может быть доказано только через распознание». Таким образом, человечество существует, но концепция и универсальная категория греха — нет. Эта школа мышления представлена философией номинализма.

В

Голландский философ Бенедикт Спиноза известен как один из выдающихся европейских этиков.

А Рене Декарт, известный своим высказыванием «Я мыслю, следовательно, я существую».

^ Датский философ Сёрен Кьеркегор стоял у истоков экзистенциализма.

Конфликт получил название проблемы универсалий и продолжался очень долгое время. Реализм был доминирующей формой мышления, но после XI века уступил лидирующую позицию номинализму. Религия и разум, или теология и философия, после этого разделились и стали существовать как обособленные отрасли знаний.

В первой половине Средних веков наибольшее влияние на религиозные учения оказывала философия Платона, однако во второй половине Средневековья в сознании большинства укоренилась более реалистичная и близкая к законам естествознания философия Аристотеля.

В этот период, когда могущество католической церкви достигло своего пика, на исторической сцене появился Фома Аквинский. Он обратился к проблеме существования Бога и попытался укрепить свою теорию с помощью философии Аристотеля: «Бог есть абсолют, и человечество создано Богом. Таким образом, значение понятия "бытие" коренным образом отличается для Бога и для человечества. Воля Бога абсолютна, но воля человека нет». Фома Аквинский утверждал превосходство Бога над людьми.

Шаги к современной философии

Средневековая философия всегда находилась под влиянием определения Бога, и потому не являлась, строго говоря, «чистой» наукой. В XVI веке некоторые мыслители начали заниматься философией профессионально, что открыло путь к становлению современной философии.

Причиной этих перемен стало протестантское движение, развернувшееся внутри католицизма и приведшее к его расколу. Острый конфликт между протестантами и католиками ослабил христианство в целом. Кроме того, в XIV—XVI веках возникло духовное и культурное направление — Ренессанс, и люди стали по-новому осознавать свои возможности в создании своего собственного будущего.

В Европе ученые начали строить свои теории не на основе постулатов церкви, но на базе собственных наблюдений и экспериментов. Среди этих ученых были такие гении,