55. Жан Анри Фабр, страница 30

55. Жан Анри Фабр, страница 30
Итоги

I

растений и животных. Сегодня едва ли найдется хоть один биологический вид, существующий вне контакта с человеком. Если раньше природу определяли как нечто, не затронутое его деятельностью, то «природы» в таком понимании практически не осталось.

Встала жизненно важная задача сохранения природного равновесия. Для этого среди прочего требуется изучать повадки редких животных и отыскивать конкретные способы их сохранения. И тут оказалось, что Фабр одним из первых заговорил об экологии как нравственной проблеме. Этому он стремился обучать детей уже в начальной школе!

Экология изучает взаимозависимость окружающей среды и населяющих ее живых организмов. К примеру, при варварской вырубке леса обречены на смерть обитающие в нем животные, если они не смогут перебраться в другое место или адаптироваться к новым условиям существования. Особенно страдают от этого мелкие организмы вроде насекомых. Перед живыми существами стоит выбор — умереть или приспособиться.

Природная пирамида

При этом изучение насекомых — вовсе не пустячок. Мы выращиваем пчел и шелкопрядов, чтобы получать мед и ткань. Бок о бок с нами обитают вредоносные насекомые, рас

пространяющие опасные болезни. Но это даже не самое главное.

Насекомые — если не считать бактерий — являются доминирующей группой живых существ на планете: их суммарная масса превышает массу всех прочих многоклеточных организмов. На любом дереве можно обнаружить до 50 видов насекомых. Каждый год ученые открывают все новых представителей класса членистоногих. Энтомология как наука по сложности сравнима с астрономией.

Людям свойственно пренебрежительно относиться к так называемым низшим животным: близких нам млекопитающих мы ценим куда выше, чем тех же крошечных муравьев. Между тем, такое представление переворачивает природную пирамиду с ног на голову. В итоге ослепший от самолюбования человек,

i Шелкопряды — производители натурального шелка.

Типичный индустриальный пейзаж. Большинству живых существ загрязнение природы грозит гибелью.

Сцена из русско-японской войны 1905 года. В начале XX века социал-дарвинизм нередко служил для оправдания колониализма.

В