58. Конан Дойл, страница 19

58. Конан Дойл, страница 19
Конан Дойл

Версия

«ФЕИ ИЗ коттингли»

В 1917 году, когда Конан Дойлу было 58 лет, произошел так называемый «инцидент с феями из Коттингли»: некая Элси Райт и ее двоюродная сестра Фрэнсис Гриффите из деревни на севере Англии представили публике серию фотографий с изображениями фей, что вызвало сенсацию. Райт в тот момент было 15, а Гриффите— 10 лет. Снимки были сделаны при дневном освещении в лесу на фотокамеру, принадлежавшую отцу Райт. Когда девочек бранили за позднее возвращение с прогулки, они оправдывались, что якобы встретили «маленький народец». На первой из проявленных фотографий зрители увидели Фрэнсис Гриффите, окруженную стайкой танцующих фей.

Снимками заинтересовался руководитель Теософского общества Эдвард Гарднер, поверивший в подлинность фотографий. Однажды он показал их своему другу Артуру Конан Дойлу. Тот пришел в восторг. Писатель попросил провести экспертизу на подлинность, но технические средства того времени не могли установить, имеет ли место мистификация или нет. В декабре Конан Дойл напечатал в журнале «Стрэнд» статью о «феях из Коттингли». В ней он опрометчиво

заявил, что ручается своей репутацией за подлинность снимков. Статья широко обсуждалась, поскольку далеко не все читатели поверили в историю девочек. Защищая их, Конан Дойл даже поссорился с несколькими друзьями.

Когда в 1930 году писателя не стало, подлинность или поддельность фотографий так и не были доказаны. Однако интерес к ним не угасал. И только в 1981 году Райт и Гриффите, которым было уже за 80, признались в мистификации. Они срисовали фей из «Книги подарков принцессы Мэри» К. А. Шеппертона, вырезали фигурки из бумаги и придали им устойчивость при помощи шляпных булавок. Райт подытожила: «Поверили те, кто хотел верить». Несмотря на это, Гриффите до самой смерти утверждала, что она и вправду видела фей и что пятая фотография является подлинной. История с «феями из Коттингли» считается одной из самых остроумных мистификаций новейшего времени.

Весть о смерти популярного писателя мгновенно разлетелась по всему миру. Огромные армии поклонников выражали свои соболезнования, присылая цветы, письма или лично приезжая в дом своего кумира.

Один из исследователей творчества Конан Дойла однажды сказал, что он вполне мог бы служить символом викторианской эпохи — и действительно, писатель был взращен этим временем и олицетворял собой все типично «английское». При этом, как и любому человеку, ему были не чужды и недостатки тогдашних подданных Британской империи. И хотя Конан Дойл мечтал о славе автора исторических ро

манов, судьба распорядилась так, что всемирную известность ему принесли детективы.

После колоссального успеха рассказов о Шерлоке Холмсе, Конан Дойлу волей-неволей пришлось свыкнуться с мыслью, что его жизнь отныне накрепко была связана с частным де-тективом-консультантом. В последних рассказах автор пытался привнести в приключения Холмса тему спиритизма, однако читателям был более приятен яркий и неординарный Холмс из ранних рассказов. И сегодня во всем мире поклонники творчества Конан Дойла — читатели и писатели — восхищаются величайшим сыщиком всех времен и народов.

Сенсационное фото, чью подлинность Конан Дойл убежденно доказывал на страницах журнала «Стрэнд».

А Лондонский театр «Аделфи», на сцене которого была впервые поставлена пьеса Конан Дойла «Пестрая лента».

Прощание с Артуром Конан Дойлом 11 июля 1930 года.