58. Конан Дойл, страница 22Выдающиеся события ных размышлениях, читая книги или играя на скрипке. В нем уживались совершенно противоположные черты характера: например, великолепное знание одних областей науки и полное невежество в отношении других. Детектив любил спорт, избегал женщин, а если ему требовалась «искусственная стимуляция интеллекта» — употреблял наркотики. Все, кому доводилось встретиться с ним, считали его человеком необычным и загадочным. Многие мужчины в викторианскую эпоху носили усы. Холмс же каждое утро тщательно брился. Позже Конан Дойл признавался, что хотел показать своего героя человеком, чуждым моде и принятым в обществе условностям. Изначально автор описывал Холмса как внешне не очень привлекательного человека, но на иллюстрациях Сидни Пэджета сыщик предстает перед публикой довольно красивым мужчиной. Существует версия, что моделью художнику послужил его брат. Образ, созданный Пэджетом, отличался от авторской задумки, но читателям, и особенно читательницам, такой Холмс полюбился больше, что немало способствовало успеху рассказов о нем. Успех цикла о Холмсе «Расследование преступления — точная наука, по крайней мере, так должно быть», — эти слова Холмс произносит в романе «Знак четырех». Они выражают представление Конан Дойла о настоящем детективе — произведении, где разгадка криминального замысла происходила бы рациональным, логическим путем. Именно поэтому характер главного героя так тщательно выписан: Холмс любит точность, доверяет только своему интеллекту и никогда не позволяет эмоциям влиять на ход расследования. Каждый рассказ привносит что-то новое, ранее не известное, в образ Холмса, придавая герою все большую убедительность. Когда Конан Дойл писал исторические романы, он искал способ заинтересовать публику, держать ее в напряжении, и тут ему в голову пришла идея создать цикл — серию произведений, объединенную лишь общими персонажами. Это был беспроигрышный вариант: автор заставил читателей буквально жить ожиданием новых приключении от одного номера журнала до другого. Так, в виде цикла рассказов, стали печататься и приключения Холмса. В 1891 году, в журнале «Стрэнд», Конан Дойл последовательно опубликовал шесть детективных рассказов. Хотя поиск новых сюжетов подчас не был прост, серия получила огромную популярность, а Конан Дойл стал самым продаваемым автором своего времени. Успех рассказов о Холмсе не давал Конан Дойлу возможности постоянно заниматься историческими романами, хотя сам он полагал себя мастером именно этого жанра. Назойливость Холмса вскоре стала настолько тяготить писателя, что он решил избавиться от своего героя. Во время путешествия в Швейцарию с больной женой Конан Дойл посетил Рейхенбахский водопад — именно тогда ему пришла в голову идея «похоронить» Холмса в этом живописном месте. Отчаяние читателей, оплакивающих безвременную кончину великого сыщика, их настойчивые и даже гневные письма заставили писателя «переиграть» историю роковой встречи с профессором Мо-риарти и вернуть Холмса к жизни. Появление рассказов и романов о замечательном сыщике стало событием для всех поклонников хорошей приключенческой и детективной литературы. Такая популярность не удивительна: ведь Холмс наделен неподражаемым обаянием. Иллюстрация к рассказу «Пестрая лента». ▼ Новое здание Скотленд-Ярда, построенное около 1930 года. щшур?? шп
|