58. Конан Дойл, страница 28

58. Конан Дойл, страница 28

и

Итоги

«

После Холмса

»

Влияние образа Шерлока Холмса — потрясающе обаятельного и реалистичного -на формирование детективного жанра нельзя недооценивать. Какой же след в дальнейшей истории детективной литературы оставил великий сыщик?

«Соперники» Холмса

\/м мой требует напряженной деятель-" J ности. Именно поэтому я и выбрал для себя уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете», — так отвечает Холмс на упреки доктора Ватсона, возмущенного тем, что его друг принимает кокаин. Холмса интересовали лишь самые запутанные дела. Когда же их не было, он, страдая от недостатка интеллектуальных впечатлений, употреблял наркотики. Иногда кажется, что Конан Дойл изображает жажду наблюдений и размышлений, снедающую его героя, словно некую зависимость. Но это качество «детектива-консультанта» является одной из наиболее привлекательных его черт.

После выхода в 1841 году повести Эдгара По «Убийство на улице Морг» у ее автора появилось немало подражателей и последователей. Поэтому и говорят, что она «открыла» эпоху детективной литературы. Создавать же циклы произведений, объединенных одним-двумя главными героями, первым придумал Конан

Дойл. Впоследствии писать таким образом стало общепринятым в популярной, «легкой» литературе. Примерами тому служат приключения отца Брауна, созданного Г.К. Честертоном, роман «Старик на углу» баронессы Орци, расследования Аугустуса Ван Дасена, придуманного американским писателем Жаком Фа-треллем и прозванного «мыслящая машина». Этих героев нередко называют «соперниками» Холмса, поскольку они прославили своих создателей на весь мир.

Наиболее известен, пожалуй, отец Браун. Этот герой, на первый взгляд кажущийся лишь обычным католическим священником, благодаря наблюдательности и догадливости, распутывает сложнейшие дела.

Также любят сравнивать с Шерлоком Холмсом доктора Джона Торндайка, героя романов Ричарда Остина Фримена. Будучи преподавателем судебной медицины, он вычислял преступника, собирая улики и анализируя их в своей домашней лаборатории.

«Золотой век» детективного жанра

Период с 1920 по 1940 год называют «золотым веком» детектива: именно тогда было создано большинство великих романов в этом жанре. Считается, что начало ему положила книга Эдмунда К. Бентли «Последнее дело Трента», написанная в 1913 году и повествующая о приключениях Филиппа Трента — сыщика-любителя и начинающего художника. Он распутывает дела, производя свои выкладки на основе данных газетных статей. Обычно в детективе сюжет «вертится» лишь вокруг преступления, но Бентли ввел в свою книгу несколько дополнительных тем — например, любовную.

К другим шедеврам детективного романа относятся: «Вердикт — убийство» Рональда

Алек Гиннес в заглавной роли в фильме «Отец Браун» произведениям Г. К. Честертона.