62. Николай Коперник, страница 21

62. Николай Коперник, страница 21

Николай Коперник

_

Ограничения коперни-ковой теории

Теории Аристотеля и Птолемея далеко не сразу стали частью официальной доктрины католической церкви. Это произошло лишь в XIII веке стараниями основоположника схоластики Фомы Аквинского, сумевшего соединить христианскую теологию с основными положениями натурфилософии Аристотеля.

i Заходящее Солнце на фоне готического собора.

Кроме этих общих соображений, важную роль в утверждении геоцентризма сыграла астрологическая практика: звездочетам при проведении расчетов было гораздо удобнее поставить в центр Вселенной Землю, а не Солнце.

На модель Аристотеля ориентировался во II веке астролог-астроном Клавдий Птолемей, разработавший весьма сложную математическую теорию движения планет. В его системе центром Вселенной оказывалась Земля, вокруг которой вращались Солнце, Луна и прочие планеты. По Птолемею, каждая планета совершает небольшое круговое движение по орбите, называвшейся эпициклом. При этом центр этой окружности в свою очередь движется по деференту — большой окружности, центром которого является Земля. Такое построение не обеспечивало идеально точного результата, требуя введения дополнительных, малых, эпициклов. В этом случае большой эпицикл играл для малого роль деферента.

Древнеиндийская модель космоса. Земля держится на слонах, черепахе и змее.

▼ Древнеегипетский фараон Аменхотеп IV, поклоняющийся Солнцу. Рельеф XV века до н. э.