65. Федор Достоевский, страница 30

65. Федор Достоевский, страница 30

Итоги

I

не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб нам опять по своей глупой воле пожить! Это бы еще ничего, но обидно то, что ведь непременно последователей найдет...»

Всемирное признание

Изгнанный из Советской России, Достоевский с 20-х годов XX века триумфально шествовал по всему миру. Его переводили на все языки, его издавали огромными тиражами, о нем писали книги. В Достоевском нашли своего прямого предшественника и предсказателя представители экзистенциализма — самой влиятельной философской системы XX века, главными темами которой являлись смысл и пределы свободы человека как самосознающего существа.

Что касается «бесовства», то «бесы» Достоевского захватили власть не в одной только России — этого сюжета не избежала и Германия. В годы нацистской диктатуры она представляла собой самое мрачное воплощение фантазий Родиона Раскольникова, Ивана Карамазова и Великого инквизитора, показав, к каким страшным последствием приводит замена христианства идолом национализма. Кстати, русский национальный тип фашистские лидеры изучали именно по книгам Достоевского. Например, признанный идеолог национал-социализма Альфред Розенберг (сам выходец из западных губерний России, мать его была эстонкой) признавался, что разгадал тайну русской души, прочитав «Преступление и наказание».

Любопытно, что увлекалась Достоевским не только Европа. Пути успеха его книг необыкновенно прихотливы, и иногда совершенно не-

▼ Круизный теплоход «Федор Достоевский)

Знаменитый польский режиссер Анджей Вайда (слева) проводит репетицию сцены из спектакля «Идиот», поставленного в петербургском Белом театре. Справа: актер Сергей Бызгу, исполнивший роль князя Мышкина.

был зачислен в десятые ряды отечественной словесности.

Вернули Достоевскому «звание» гения и великого писателя на новом переломе эпох, уже в конце XX века (ради справедливости отметим, что в школьные учебники он попал несколько раньше — правда, исключительно как «певец униженных и оскорбленных»). Но, упиваясь свалившейся с небес свободой, снова не заметили главного — свободу человека Достоевский трактовал как свободу принятия христианской истины. В противном случае неизбежно очередное явление «подпольного человека», заявлявшего: «Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать,, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа,

у Российской государственной библиотеки в Москве (скульптор А. Рукавишников, архитекторы М. Посохин и А. Кочековский), открытый