65. Федор Достоевский, страница 31

65. Федор Достоевский, страница 31

Участники Международных чтений «Достоевский и современность», прошедших в 1996 году в Старой Руссе и посвященных 175-летнему юбилею Достоевского. Слева направо: доцент Башкирского государственного университета Валентина Борисова, правнук писателя Дмитрий Достоевский, преподаватели из Японии Нагоя Тосико и Синья Кори.

понятно, чем вызвана популярность его творчества. Казалось бы, все совершенно другое: история, организация, психология, религия, — и вдруг Достоевский попадает чуть ли не в национальные герои! Так, в частности, произошло в Японии. Начиная с Акутагавы Рюноскэ (1892— 1927), испытавшего мощное влияние Достоевского, многие выдающиеся японские писатели (не исключая недавнего кумира — Харуки Му-раками) с гордостью признаются в своем ученичестве у великого русского романиста.

По книгам Достоевского в разных странах снято множество фильмов, поставлена масса спектаклей, что не мешает следующим поколениям режиссеров браться за все новые и новые интерпретации его произведений.

Современными остаются не только художественные вещи Достоевского. Необыкновенно интересно читать в наши дни его публицистический «Дневник писателя». Особенно в России. Если попытаться забыть про автора и время создания «Дневника», то может показаться, что пишется он в наши дни. Тут почти нет дыханья прошлого — актуальные темы, актуальные рецепты, точнейшее попадание в самую злободневность.

Поразительно: если история все сказала и решила о большинстве современников Достоевского, то сам он по-прежнему «недорешен». То есть, по большому счету, принадлежит даже не нашей эпохе (не говоря уже о прошлом), а будущему. Вопрос о том, возможно ли братское соединение людей, вернувшихся к Христу, остается открытым.