81. Флоренс Найтингейл, страница 7

81. Флоренс Найтингейл, страница 7
Флоренс Найтингейл

нувшись ото сна, но рядом никого не было. Флоренс, будучи человеком глубоко верующим, восприняла случившееся как «Божий призыв» и до самого конца своей жизни не забывала о нем.

Однако по какому пути ей идти, чтобы выполнить свое предназначение? С постоянной тревогой в сердце она отправилась вместе со своей семьей в долгое путешествие по Европе.

Найтингейлы посетили Францию, а затем Италию. Повсюду их ожидал радушный прием. Гостей из Англии приглашали на балы и концерты. Флоренс очень нравился образ жизни, который вела ее семья. Однако каждый раз, отправляясь в коляске из отеля на очередной прием или концерт, она не могла не видеть на улицах бедняков, истощенных и одетых в лохмотья. Флоренс не скрывала удивления и огорчения от того, что встречала людей, жизнь которых так не похожа на ее собственную.

После Италии Найтингейлы побывали в Швейцарии. Здесь Флоренс познакомилась с Симоном де Сисмонди, другом своего отца, известным историком и экономистом. Она была очарована его эрудированностью и умением вести разговор.

Затем семья вернулась во Францию. В Париже Флоренс получила счастливую возможность познакомиться с Мэри Кларк,

^ Эмбли-парк — поместье, в котором семья Найтингейл проводила почти половину года.

«королевой» французского высшего света, державшей свой салон. Та полюбила юную соотечественницу, обладавшую редким для молодых девушек даром находить общий язык с писателями, поэтами, учеными и вести с ними интеллектуальные беседы.

Наконец 19-летняя Флоренс устала от 18-месячного путешествия, переполненного великосветскими приемами и развлечениями. Расцветающая красота Флоренс, ее утонченные манеры и умение общаться убеждали ее мать в том, что очень скоро она составит себе превосходную партию, достойную девушки благородного происхождения. Но сама Флоренс вовсе не помышляла о замужестве, а все чаще задумывалась об истинном смысле своей жизни.

Летом 1843 года она во время благотворительного посещения больницы, входившего в «обязанности» леди из высшего общества, вновь столкнулась с трагизмом положения бедных людей — голодавших и страдавших от болезней. Этот случай дал Флоренс долгожданный ответ на мучивший ее вопрос: «Ухаживать за больными вот то, чем я должна заниматься».

Юная Флоренс Найтингейл в родном доме.

За ку<

лисами

ИСТОКИ ПРОФЕССИИ

Флоренс Найтингейл видела в работе сестры милосердия свое призвание, но подобное предпочтение, по понятиям того времени, выглядело странным. В XIX веке уход за больными не считался профессией, достойной женщины «из порядочного общества».

Уход за больными как род занятий зародился в ранний период христианства и являлся обязанностью дьяконис (женский церковный чин, чуть ниже сана священника). В Средние века этим стали заниматься монахини, бравшие на себя заботы о проживавших неподалеку больных бедняках. У этих сестер милосердия не было никакой профессиональной подготовки, но их очень уважали в обществе. В XVI веке, в период Реформации, ситуация изменилась. Церковь разделилась

на старую, католическую, и новую, протестантскую. В Англии верх взяли протестанты, упразднившие монастыри. Через некоторое время, когда религиозные страсти отбушевали, некоторые представители высшего класса начали вкладывать деньги в создание благотворительных больниц, аналогичных монастырским.

Престиж сестер милосердия упал: уход за больными считался грязной, низкооплачиваемой работой, за которую брались в основном бедные женщины, не обладавшие особыми навыками и какой-либо специальной подготовкой. Более того, труд сиделок был предосудителен с моральной точки зрения: многие из них зачастую «дежурили» не у постели, а в постели больных.