Юный Натуралист 1970-09, страница 4

Юный Натуралист 1970-09, страница 4

Дима Сенихин последний раз в изнеможении ударил молотком по узкому длинному зубилу. Мелкие осколки, фонтаном вырвавшись из отверстия в скале, брызнули в лицо. Дима едва успел сомкнуть ресницы.

— Дьявол, — с досадой сказал Дима и сплюнул. Во рту было горько. На зубах поскрипывала каменная крошка.

— Ты там поосторожнее! — сочувственно крикнул снизу Леня Бывшее, старший школьный лесничий. — А то глаза себе повыбиваешь.

Дима промолчал. Он стоял на самой последней перекладине лестницы, упираясь коленками в скалу. Хотя перекладины и были довольно широкими, работать на высоте в три метра и трудно и опасно. Малейшее пошатывание лестницы вызывало у Димы невольный страх и заставляло трепетно сжиматься сердце.

Леня и Толя Манухин старательно держали лестницу. Ребята работали напере-менку. Вот Дима доделывает свое отверстие в скале, достает из-за пазухи тонкий прутик дерезы, бережно вкладывает его в темнеющий проем и закрепляет прутик.

Следующим по лестнице поднимается Леня, последним — Толя. Потом все начинается сначала.

Белое солнце висит над степью раскаленным котлом. Жар от него туманит глаза. Из поселка по извилистой тропинке идет пастух дядя Федя. Он торопится, но, увидев ребят, останавливается, задирает голову, и его рыжая с проседью борода трясется от сдерживаемого смеха.

— Козы, — говорит он И' снимает поседевшую от зноя шляпу, — что вы камень щиплете?

— Мы, дядя Федя, хотим вот эти склоны озеленить, -— приветливо за всех отвечает Дима. — Пусто вокруг, а потому некрасиво и нехорошо. А как ливень, и оползни спускаются.

Дядя Федя понимающе кивает головой.

— На этих камнях даже мох не желает расти. Да-а, — он вздохнул, взглянул на

солнце и быстро нахлобучил на голову шляпу. — Трудные камни.

— Ничего, — ответил Толя и улыбнулся. — Скоро на этих трудных камнях цветы зацветут.

Люблянское школьное лесничество в Дмитровском районе Орловской области организовано недавно, всего три года назад. Но ребятами уже посажено больше сотни гектаров леса. Только в этом году они собрали для своего питомника тонну сосновых шишек-семянок.

Сосны, тополя и акации сажаются лесничими на неудобных для пашни землях: на склонах к оврагу, в самих оврагах и балках, на песках. Но посадить дерево — этого мало. Надо вырастить его. Из степных криниц на самодельных, грубо сколоченных тачках ребята возят бочки, наполненные животворной влагой, в свои лесные владения. Два ведра воды на каждое деревце — таков незыблемый закон школьного лесничества.

Но не всегда вода помогает. Обычно на камнях и на зернисто-кварцевых песках не принимаются никакие растения.

Вот тогда-то и требуется много знаний, смекалки, сообразительности. Кипы научных журналов и книг были перечитаны ребятами вместе с преподавателем биологии Тамарой Ивановной Бывшевой, пока они не дознались, что на песках лучше всего произрастают держидерево, айлант и унаби, а на безводных каменистых кручах дереза.

Дереза размножается черенками. Но главное, она имеет удивительные биологические свойства. У нее два вида корневой системы — воздушная и глубинная. Воздушные корни располагаются вдоль поверхности склона, пролизывают и закрепляют грунт, а глубинные как бы пришпиливают грунт к лежащей под ним скале.

На откосах, где посажена дереза, не происходит ни сдвигов, ни оползней, ни вымоин даже в самые сильные ливни. Эрозия прекращается, и начинается восстановление почвы.

Это открытие взволновало всех ребят школьного лесничества. Сразу же в разгар лета, не жалея сил, они взялись за дело.

...Диму разбудили птицы. Осторожное щелканье и веселые пересвисты их тревожили сон.

В теоной саманной хате было темно и прохладно. Рассвет только-только занимался над степью, но воздух уже начал синеть. Проснулись голуби и шумно ударили крыльями в тугой ветер.

Дима нехотя привстал с кровати и взглянул на часы. Ходики на стене показывали шестой час. и бла

«Посплю еще», — подумал Д«ма " женно вытянулся под простыне ■ глаза.