Юный Натуралист 1970-09, страница 5

Юный Натуралист 1970-09, страница 5

3

[ТО !Н1 1ЪП № НАТУРАЛИСТ

®9

Научно-популярный журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

Журнал основан в 1928 году

Дима, как и все ребята Люблянской восьмилетней школы, очень устал. Еще бы... Они работали без передышки. Прошлый месяц ребята озеленили тополем участок дороги Орел — Дмитровск протяженностью семь километров, а придорожную полосу между тополями засеяли многолетним люпином. А сейчас решили взяться за каменистый овраг, начинающийся сразу за школой.

Лесничий Саша Колодин предложил развести в овраге дерезу.

Дереза неприхотлива и долговечна. Недалеко, в Суровой балке, росли семидесятилетние насаждения ее, которые, хотя за ними никто никогда не ухаживал, благоухали запахом цветов с ранней весны до поздней осени.

И вот началось. За две недели в каменистых откосах было выбито около ста двадцати отверстий, в которых разместились прутики дерезы.

— Дима! — громко закричали за дверью.

Дима вскочил, не одеваясь, перешагнул

порог хаты. Во дворе, переминаясь, стоял Леня, сияющий как само утро.

— Пойдем, Дима! Посмотришь сам... Ростки появились!

И Леня, не удержав распирающего всю его душу счастья, засмеялся.

Дима сдержанно улыбнулся, отстранил друга и сел на сизый обомшелый камень.

Для него это не являлось новостью. Он и без всезнающего Лени знал, что дереза дала ростки по всем обработанным ими склонам оврага, но не спешил радоваться. Надо подождать осени. Если дереза выживет до холодных дождей, вот тогда, пожалуйста, хоть на голове ходи от восхищения.

— Что ты скачешь возле меня? Садись, Леня, — сказал Дима. — Дереза не сегодня пустила ростки.

Леня подпрыгнул и, притворно возмущаясь, округлил большие черные глаза.

— Какая дереза! Унаби из песка прорвалась!

Дима враз распрямился, как спущенная пружина. На щеках появился темный румянец.

— Да ты что! Правда?

— Сам видел. Да еще как густо!

Хватаясь руками за ветки акаций, за

пучки жесткой травы, ребята поднялись к Дикому месту. Вокруг цвели белыми зонтиками тысячелистники, дрожали бледно-

голубые колокольчики, плясал под ветром золотоголовый сумах.

Лишь на Диком месте не росло ничего, даже сорняки обошли его стороной. А по преданию, на Диком месте рос лес.

Два года назад тут высадили юннаты семена унаби. Но они не взошли. Правда, Таня Демина, звеньевая дозора, успокаивала всех, где-то вычитав, что семена унаби сидят обычно в почве до трех лет. Но ей мало верили.

И вот теперь Дима и Леня смотрели на выбившиеся из-под крупного песка ростки унаби, смотрели осторожно, чуть дыша. Просто не верилось, что пришел успех...

В сентябре подули северные ветры. Юная осень щедро набрасывала по утрам в раскрытые окна школы тяжелые, терпко пахнущие увяданием, бронзовые листья кленов.

Теперь ребята каждый день наведывались в овраг, где была посажена ими дереза, и в каменистую Суровую балку, где кое-где еще продолжали распускаться белые душистые цветы.

Всходы дерезы на склонах радовали глаз. Несмотря на легкие, но неожиданные заморозки, они продолжали буйно зеленеть и мало чем отличались от окрепшей взрослой дерезы в Суровой балке.

— Будет жить! •— со знанием дела, солидно сказала собравшимся у дерезы лесничим Лида Макарова, юннатка из младших классов.

И будто, чтоб проверить ее слова, глухо прокатился по зажелтевшей тихой степи осенний гром, огненным бичом замахнулась молния, и пошел по холмогорью холодный дождь.

Тяжелые капли разом ударили по кудрявой мягкой зелени склонов. И дереза, словно ладошки, быстро выставила им навстречу упругие листья, принимая на них дождь^. Спокойные ручейки заструились по густой сетке ветвей.

А еще через неделю морозное утро укрыло разросшиеся заросли дерезы мохнатым серебристым инеем. Листочки враз пожухли, ветви пригнулись под студеной тяжестью осени и приготовились к длиннои зимней спячке.

«Спасибо тебе, дереза! Ты заставила за-цвести камни. До свидания! До следующей весны!»

Вик. МАКСИМОВ