Юный Натуралист 1971-07, страница 4

Юный Натуралист 1971-07, страница 4

2

А потом, к концу года, отослал записи в Вологду — в областной отдел Всесоюзного географического общества. Чуть позже оттуда он получил письмо: фенологическая комиссия благодарила его и просила продолжать наблюдения. Так с двенадцати лет мальчик сделался участником большой научной работы.

Добровольные корреспонденты-фенологи оказывают немалую помощь ученым, исследующим жизнь и развитие природы. На основании фенологических наблюдений издаются различные сборники по фенологии нашей страны, печатаются специальные календари и фенологические карты — очень нужные пособия для умелого ведения сложного сельского хозяйства.

Шли годы... И постоянное общение с живой природой вросло в поведение Володи, стало необходимостью. Место, где он жил, давало такую возможность: небольшой город Никольск на реке Юг окружен лесистыми увалами, ключевыми речками да озерками и необширными, стиснутыми лесами, каменистыми полями и луговинами. Там водятся разные птицы и звери...

Накапливался у Володи опыт натуралиста, прибавлялись и фенологические наблюдения.

До чего ж хороша бывает пахота и посев после ранней, теплой грозы! А потом устойчивый южный ветер с паркими днями и короткими дождичками. И вскоре — дружные всходы льна и овса, ячменя и пшеницы! Ждет северный хлебороб после таких дружных всходов и удачной жатвы, не зевает!

С прилетом последних теплолюбивых птиц — стрижей наступает пора зчканчи-вать огородные работы: сеять огурцы, высаживать капустную рассаду и помидоры.

Начало цветения ржи совпадает с ходом сока в березе: в эти дни крестьянские мастера до разных туесов, плетеных корзинок заготовляют бересту.

Заколосилась рожь — прислушайся, погляди повнимательнее на народившихся зайчат. Недаром зовутся они в честь заколосившейся ржи — колосовиками. А когда станут расцвечиваться лиственные леса, роняя прелестный убор, зайчихи принесут зайчат-листопадников — свой третий приплод... Ведь у зайцев бывает еще и самый ранний весенний выводок по насту. Молодых зверьков этого выводка тоже нелегко найти, рассмотреть: их называют настовиками.

Станет опадать листва, после прохладных утренников появятся высыпки — при-ле'гят с севера и разбредутся по кормовым местам кулики: быстрые бекасы и дупеля — на лугах, буро-золотистые разжирев

шие вальдшнепы — в мелколесье, на боровых прогалах...

Особенно много подробных, вмещающих уйму дополнительных догадок, сопоставлений и даже удачных находок давали Володе летние месяцы.

Не раз бегал мальчик в поле, на луг, в лес, чтобы увидеть нежнейшую голубизну льна и небесную синеву васильков, красоту клевера и снежность ромашек, фиолетовое лучение иван-чая... Радовался Володя погожей сенокосной страде, первым спелым лесным ягодам и крепким грибам, скорой полевой жатве И грустил, когда замечал поутру то слишком ранний иней на дощатых городских тротуарах, то стайки уже табунящихся перед отлетом на юг ласточек или скворцов, то печальные желтые пряди в березах.

А все замеченное надо не забыть записать, точно так же, как нужно запомнить, сколько раз в году выпадал град и снег, когда был жаркий, а когда самый холодный день: нельзя выпустить из виду и досадную пургу, и коварную оттепель, и такие редкие явления, как вторичное цветение растений или полярное сияние, гибельные морозобои, снеголомы, гололеды и наводнения.

Среди грозных суровостей и непреодолимых бед, которые время от времени несет человеку природа, бывают ведь и удивительно радостные явления и перемены.

Поэтому, наверное, Володю так сильно и увлекала пора после долгой зимы — пора света и обновлений: звон на морозе пригретых солнцем капелей, твердь чистых апрельских настов, огромные кучевые облака в выси над головой, а потом проталины на угорах и долгожданный прилет грачей, жаворонков, скворцов. Почти одновременно со вскрытием реки — ледоходом — прилет чаек, уток, гусей, вальдшнеп-ная тяга на вечерней заре или воскресные отлучки с отцом на глухариный или тетеревиный ток. Вот уж где всегда новости и неожиданные встречи!

Там увидишь зацветание мать-и-мачехи, ивы, медуницы и волчьего лыка, заметишь пробуждение насекомых — бабочек, шмелей, пчел, муравьев или пошедшие только-только в рост незаметные грибы — сморчки и строчки. И все это весною впервые!

Там' же на сельском и луговом просторе заметишь и робкое зеленение трав, и первый выгон скота на пастьбу, и прилет ласточек. В лесу услышишь песни многих певчих птиц: зяблика и зарянки; всех четырех дроздов — певчего, черного, дерябы, белобровика; пеночек-теньковок, конька, горихвостки...

Все познанное, подмеченное расширяло Володин кругозор. Не зря прошло несколь-