Юный Натуралист 1972-06, страница 25

Юный Натуралист 1972-06, страница 25

23

я синхронное свечение этих насекомых. А днем, отмахиваясь от комариных туч, хожу по воде на сампане или пробираюсь пешком по сырым берегам. И с восхищением наблюдаю ильных прыгунов. Мои любимцы скользят по воде или карабкаются на растения, охотясь на заброшенных приливом моллюсков в иле. При этом они почему-то пренебрегают мангровыми литторинами, висящими на стеблях.

Под водой ильный прыгун дышит как положено рыбам: набирает в рот воду и пропускает ее через жабры, где и усваивается растворенный в воде кислород. Но если у большинства рыб жабры на воздухе пересыхают, отчего рыба задыхается, то ильный прыгун наполняет жаберные щели смесью воды и воздуха, когда выходит из воды. Это приспособление, так сказать, акваланг наоборот, увлажняет жабры, пока ильный прыгун часами отдыхает на воздухе.

Прежние наблюдатели, пораженные сухопутными странствиями ильного прыгуна, решили, что он каким-то образом дышит хвостом — сам выбирается на берег, а хвост оставляет погруженным в воду. Последующие исследования опровергли версию о дыхании при помощи хвоста. Однако не исключено, что, обмакивая хвост в воду, рыба благодаря капиллярному эффекту увлажняет все тело.

Хотя ильных прыгунов очень много, они не играют никакой роли в питании местных жителей. Как-то я спросил одного деревенского жителя, почему он не ловит ильных прыгунов и не варит их. Мой собеседник наморщил лоб от напряжения, подбирая слова для ответа.

— Конечно, это рыба... Но она лазает по деревьям. Разве можно есть такую тварь?

Ильные прыгуны широко распространены в тропиках, но точное количество их видов не установлено.

Я определил своего л'юбителя лазать по деревьям как периофтальмус хри-зоспилос. Периофтальмусами этих рыб назвали за выпученные глаза, а видовое наименование им дали за золотистые пятна.

Разумеется, ильный прыгун не единственная рыба, которая выходит из воды. Есть сомы, которые на короткий срок выползают на сушу. В Юго-Восточной Азии наблюдали окуня, взбиравшегося по наклонному стволу навстречу струйке дождевой воды. Но из всех рыб ильный прыгун явно наиболее приспособлен к наземному образу жизни. Опираясь на грудные плавники, как на костыли, он быстрыми прыжками передвигается по илу.

Однажды я наблюдал за двумя рыбками, которые карабкались по стенкам аквариума, используя при этом брюшной плавник. Грудные плавники были вытянуты в стороны.

В отлив пучеглазые ильные прыгуны облепляют мангровые заросли. Когда приблизилась моя лодка, они соскочили и заскользили по воде, словно утки. А некоторые продолжали греться на солнце на упавшем стволе кокосовой пальмы. Глаза на стебельках — еще один признак приспособления к наземному образу жизни — позволяли им высматривать врагов. На суше, чтобы увлажнять глазное яблоко, рыба поворачивает его и окунает в жидкость на дне глазной впадины.

В брачную пору ярко окрашенный самец прыгает высоко в воздух, чтобы приманить подругу. Изогнувшись, а затем резко выпрямившись, ильный прыгун подскакивает на высоту до двадцати сантиметров. В верхней точке траектории он расправляет спинной плавник, потом шлепается обратно на ил.

Не проходит и минуты, как появляется самка, заинтересованная акробатическими трюками самца. Самец всячески ее обхаживает, ведя